Язык — Различные деления, употребляемые в системе — Сущность и личность —А, В и С-влияния — Магнетический центр — Неправильный магнетический центр—Заместитель Управляющего—Закон случая—Закон судьбы — Закон воли — Закон причины и следствия — Бегство от закона случая—Центр тяжести — Почему необходимы школы —Для кого необходимы школы — Что составляет школы — Уровни школ — Путь Факира, Путь Монаха и Путь Йога — Четвертый Путь — Различие между Четвертым Путем и традиционными путями — Все пути ведут к одной цели — Уровень школы зависит от уровня обучающихся — Внутренние круги человечества.
Изучение методов данной системы, посредством которых человек может прийти к высшему сознанию, начинается с изучения нового языка. Этот язык основан на различных принципах, которых вы еще не знаете, но так как вы продолжаете свое обучение, вы очень скоро начнете понимать их. С этим языком возможно подойти ближе к истине, возможно говорить с большей точностью, чем мы это делаем теперь, и двое людей, которые понимают этот язык, никогда не будут неправильно понимать друг друга в простых вещах. Вы уже слышали некоторые выражения этого языка, как, например, самовоспоминание, отождествление, оценка и т. д. Очень важно понято различные деления, применяемые системой и являющиеся частью этого языка. Человек очень сложная машина, и он может быть изучаем по частям. В обычном языке мы не применяем эти деления, и поэтому люди не понимают друг друга.
Попытайтесь понять то, что я говорю, потому что выразить это довольно трудно. Если вы возьмете город, вы можете понять, что он может быть разделен на север, юг, восток и запад; он может быть разделен на районы и кварталы и затем разделен на различные улицы. Он может быть изучаем также с точки зрения его населения, потому что в нем живут люди различных национальностей, различных профессий, принадлежащие к различным классам и т. д. Ни одно из этих делений не будет совпадать друг с другом, каждое должно быть изучено отдельно. Вы не можете составить общую карту, включая все эти деления, — вы должны составить серию различных карт.
То же самое с человеком. Например, я уже дал вам некоторые деления. Первым является деление центров или функций. Что каждый человек состоит из четырех человек, каждый из них живет своей собственной жизнью в одном и том же человеке, со своими собственными ассоциациями, своими собственными симпатиями и антипатиями. Затем я показал вам деление на различные «я». Это очень полезное деление: человек не один, он множественен, он — толпа, состоящая из людей, не знающих друг друга и борющихся друг с другом. Это деление на множество «я» было дополнено различными ролями, которые человек играет при различных обстоятельствах. Затем было деление на знание и бытие — что человек знает и чем он является. Я дал вам также деление человека на семь категорий: человек №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
Теперь мы подошли к другому, совершенно особому делению, не аналогичному какому-либо из других — деление на сущность и личность. Сущностью является то, что родилось вместе с вами, личностью — то, что вы приобретаете. Сущность является вашей собственной, личность — не ваша собственная. Вся внутренняя жизнь человека, все его восприятие и реакции делятся на эти две части. Имеются некоторые вещи, которые рождаются вместе с вами, например, определенные физические особенности, состояние здоровья, некоторого рода предрасположения, склонности, стремления и т. д. Они принадлежат сущности. Личность есть то, что вы приобретаете в течение вашей жизни: взгляды, мнения, слова. Легче понять разницу между сущностью и личностью, если вы найдете несколько примеров. Хотя обе они всегда смешаны в жизни, легче различить личность и сущность в других людях, чем в самом себе, так как личность очень часто изменяется с изменением условий, но сущность остается одной и той же. Это деление очень важно понять, ибо многие вещи в человеке, о которых мы говорим, относятся к сущности, тогда как другие относятся к личности.
В. Если сущностью является то, с чем мы родились, можно ли к ней что-либо добавить? Может ли она увеличиться?
О. Да, но это может быть сделано только тогда, когда личность станет воспитанной и перестанет давить на сущность. Личность слишком тяжела, слишком сильна; она окружает сущность, подобно скорлупе, так что ничто не может достичь ее, все должно проходить через личность. Сущность не может расти в этих условиях, но если личность становится более прозрачной, впечатления и внешние влияния будут проникать через нее и достигать сущности, и тогда сущность начнет расти.
В. Поэтому сильная личность препятствует впечатлениям достигать сущности?
О. Да, но что значит сильная личность? Она означает сильное влияние того, что не является вашим собственным, того, что вы приобрели — слова других людей, взгляды и теории других людей. Они могут образовать такую толстую корку вокруг сущности, что ничто не может пробить ее, чтобы достичь вас, достичь того, чем вы являетесь.
В. Возможно ли разбить эту скорлупу или разрушить ее? О. Прежде, чем разрушать эту скорлупу личности или разбивать ее, для сущности необходимо подготовить другую защиту. Если, по некоторой причине, эта скорлупа отпала, люди окажутся без какой-либо защиты против многих весьма трудных влияний, которые они не могут контролировать. Личность охраняет вас от некоторых далеких влияний; если вы ослабите ее, вы будете находиться под многими влияниями, которые не могли достичь вас прежде, поэтому вы будете иметь даже меньше контроля, чем теперь. Но имеются многие вещи, которые мы можем контролировать и не контролируем в настоящее время. Это правильный путь мышления на эту тему.
В. Можете ли вы дать пример таких влияний? О. Простым примером будут атмосферные изменения или перемена сезонов — они воздействуют на сущность весьма значительно, а если человек окружен личностью, то он меньше подвержен воздействию. Перемена сезонов очень серьезная вещь для людей, сущность которых более открыта для влияний. Я даю вам это просто как пример того, что люди не принимают во внимание и о чем они не имеют никакого представления. Имеется много других вещей, например, старые книги по магии предостерегают людей о том, насколько опасно раскрытие сущности и как человек должен быть подготовлен к этому заранее; и во многих случаях они правы:
раскрытие сущности может быть добром, но оно может сопровождаться многими опасностями. Личность создается на ошибочных основаниях, но она является также некоторого рода защитой. В. Возможно ли жить, даже не наблюдая сущности? О. Это зависит от того, происходит ли это в школьной работе или нет. В обычной жизни мы даже не знаем о существовании этих двух принципов. В самоизучении нам говорят об этом делении, но сущность и личность так смешаны, что в течение продолжительного времени это деление остается теоретическим, ибо невозможно сказать путем наблюдения, что есть что, за исключением крайних случаев. Затем, по мере того, как мы работаем, мы постепенно начинаем видеть, что одна вещь более проникает, идет глубже, другая — меньше. Таким образом, постепенно человек может увидеть сущность. Все постоянные или более постоянные качества должны зависеть от сущности. Когда личность обучена и становится менее тяжелой, многие качества проходят в сущность и становятся постоянными. Таким образом сущность развивается. В личности вещи выскакивают и исчезают, но то, что проходит в сущность, остается.
В. Является ли сущность более или менее тем же, что и бытие?
О. Это нельзя рассматривать таким образом. Бытие есть жизнь, оно есть процесс. Сущность же является объектом.
В. Является ли сущность в ребенке более развитой, чем личность?
О. В некотором очень раннем возрасте сущность может быть сильнее, чем личность, но обе они неразвиты. Имеются различные дети и различные обстоятельства.
В. Как мы можем бороться против личности?
О. Это вопрос не борьбы, но только контроля и воспитания. Личность не должна иметь слишком много свободы. Она должна быть воспитана определенным образом, действовать в соответствии с определенными принципами, работать в определенном направлении. В настоящее время наша личность целиком ложна. В ней слишком много лжи, самообмана, воображения, отрицательных эмоций. Все эти вещи должны быть правильно поставлены; только тогда машина может работать так, как должна. Мы должны работать через личность; в течение продолжительного времени сущность может не иметь для нас практического значения. Если мы начнем работать над ней сознательно, некоторые вещи будут влиять на сущность, но не сразу.
В. Можем ли мы делать с личностью то, что хотим?
О. Если вы работаете, если вы изучаете, вы будете постепенно изменять ее, и ваша работа над личностью будет отражаться на сущности. Либо вы контролируете личность, либо личность контролируется тысячами различных «я», каждое из которых имеет свои собственные идеи, свои собственные взгляды и желания. Мы должны представить себе, какая огромная работа требуется, чтобы достичь единства; сейчас одна часть нас решает работать, а другая часть не знает об этом или не согласна на это. Когда вы воспитали вашу личность, когда она стала послушной вашей цели и начинает служить ей, тогда она полезна и правильна. Но если вы имеете цель в определенной части себя, а ваша личность работает против этой цели, тогда, естественно, она неправильна.
В. Было сказано, что в личности, равно как и в сущности, имеется добро, но я не могу найти в ней что-либо полезное для моей конечной цели.
О. Что вы имеете в виду, когда говорите, что в личности нет добра? Даже если вы наблюдаете и обнаруживаете вещи о самих себе, это добро. Так же и в личности. Та часть, которая желает знать, работать, изменять, есть часть личности. Могут быть многие вещи, которые являются неправильными в нашей личности, и эти вещи должны быть изучены и исключены. Личность развивается путем изучения и уменьшения бесполезных функций. Благодаря этому она становится лучше и чище. В условиях школы сущность должна быть более важной, чем личность, и если личность господствует над нею слишком сильно, развитие становится невозможным, ибо реальное развитие находится в сущности, но если личность чересчур тяжело повисла на ней, сущность не может дышать. Однако личность тоже очень важна. Возможность изменения действительно очень сложна, ибо она состоит из многих вещей. В сущности должно быть определенное качество, но если этого качества нет, то ничего не возможно; должны быть определенный материал, определенные достижения в личности, и должны быть определенного рода обстоятельства.
В. Должна ли личность позволять себе быть на втором месте? Отступает ли она по своей собственной воле?
О. Она не отступает, она становится иной. Если она подавляет сущность, это ненормально. В нашем сегодняшнем состоянии личность патологична, нездорова. С работой она становится здоровой.
В. Я не понимаю, как личность может влиять на сущность, если сущность есть то, с чем мы родились.
О. Возьмем интеллектуальный центр: его содержание не родилось вместе с нами — мысли, идеи, убеждения, мнения, — все они приобретены. Что касается того, как личность может влиять на сущность, то допустим, что, наблюдая за своей личностью, вы увидели, что имеете какую-то существенную привычку, скажем, некоторого рода неприятную эмоцию, которая всегда появляется при определенных обстоятельствах. Вы понимаете, что это не является полезным, это расточает энергию и делает вашу жизнь более трудной. Как вы можете бороться с ней? Вы находите, что это отрицательное состояние питается самооправданием, что в вашем обычном, привычном состоянии вы всегда оправдываете его и думаете, что в вашем состоянии повинен кто-то другой, что вы не имели это в виду, что люди не понимают вас и тому подобное. Это позволяет этой привычке существовать. Если вы измените вашу точку зрения, если перестанете оправдывать ее и начнете создавать в себе вместо нее постоянную идею, что эта эмоция неправильна, что она неоправданна, тогда эта точка зрения может в конце концов стать постоянной.
В. Имеет ли значение наследственность для сущности?
О. Наследственность практически не существует в сущности человека. Ложные качества могут быть наследственны, но хорошие качества не могут быть унаследованы. Животные находятся под иными законами, чем человек: в них хорошие и плохие качества передаются одинаково, но в человеке могут быть переданы, помимо физических качеств, только признаки вырождения, а больше ничего не передается. Физические признаки могут быть унаследованы, но не признаки, подобные самосознанию. Сущность не может быть унаследована.
В. Находится ли стремление к отрицательной эмоции в сущности или оно целиком приобретается в личности?
О. Стремление может быть даже в сущности — некоторое расположение, но мы можем принять, что все это относится к личности, так как если бы имелось действительно сильное стремление к отрицательной эмоции в сущности, это означало бы почти умопомешательство.
В. Если в сущности имеются недостатки, то могут ли они быть изменены?
О. Да, но, как я сказал, личность должна измениться первой;
сущность изменяется не так легко. Изменение признаков в сущности является очень трудной работой; это требует знания и достаточной энергии, а мы слабы и не имеем знания. Это изменение происходит только тогда, когда это необходимо и только с помощью методов школы. Допустите, что кто-то имеет ленивую сущность и желает пробудиться — он может изменить ее после длительного периода самоизучения, но он должен иметь помощь, помощь школы. Таким образом, это удача для нас, что работа над сущностью приходит второй, что мы должны начать с работы над личностью. Но, работая над личностью, мы уже в какой-то степени работаем над сущностью. Сон, пробуждение, сознательность — все это не относится к личности, это относится к сущности. Поэтому, в действительности, мы работаем над сущностью с самого начала, так как личность, путем изменения, будет оказывать некоторое давление на сущность и тоже изменять ее.
В. Всегда ли человек рождается с сущностью?
О. Да, но часто сущность остается неразвитой, на уровне малого ребенка.
В. Является ли сущность надежной частью в нас?
О. Даже в личности имеются надежные и ненадежные вещи. Например, воображение является ненадежным. Воображение, что вы можете плавать, хотя вы не можете, знание таблицы умножения — эти вещи находятся в личности; что-то надежно, что-то ненадежно.
В. Зависит ли уровень бытия от роста сущности?
О. Несомненно, и это есть соотношение между ними. Только вы не можете измерить бытие таким образом, ибо деление на сущность и личность в настоящее время является только теоретическим. Но полезно помнить, что эти две вещи находятся в вас, потому что, как я сказал, если вы не знаете этого деления, это будет препятствовать вам понимать некоторые другие вещи, которые вы услышите.
Относительно сущности и личности вы должны понять, что сущность одна, тогда как личность состоит из нескольких групп «я». Поэтому мы можем сказать, что имеем не личность, но личности, пять или шесть, иногда десять личностей в одном человеке. Магнетический центр, например, также находится в личности, мы не рождаемся с ним, он создается в жизни. Имеется группа «я», которая может, в незначительной степени, контролировать другие группы «я». Какие-то из этих личностей вполне правильны, но другие всегда будут находиться на вашем пути и должны быть контролируемы или исключены.
В. Как мы можем работать с личностью?
О. Она может управляться разумом. Это все, на что можно рассчитывать. В вашем разуме вы формулируете вашу цель, и личность должна работать в соответствии с этой целью.
В. Как возникает желание пробудиться? Находится ли оно в сущности?
О. Это связано с магнетическим центром. Вспомните, что в первой лекции я говорил о магнетическом центре и о различных влияниях, под которыми живет человек. Это приводит нас к вопросу о том, почему некоторые люди интересуются этими идеями, тогда как другие не интересуются ими; что создает это желание знать, энергию для поисков; почему люди, живущие в одинаковых условиях, столь различны, ибо один человек удовлетворяется готовыми теориями и клише, тогда как другой хочет найти для себя истину. Что же объясняет это различие в людях в их отношении к новым идеям? Ведь некоторые люди встречаются с возможностью достижения нового знания и не интересуются им, тогда как для других это может изменить все направление их жизни?
Люди приходят к этим и подобным идеям различными путями. Одни что-то понимают в них, другие воспринимают их на обычном уровне. Причина этого различия в том, что человек живет в механической жизни под влияниями двух видов. Что это значит? Это связано с идеей, объясненной вначале, что человек является машиной, управляемой внешними влияниями, вещами, окружающими его. Он может быть восприимчив к влияниям одного рода и невосприимчив к влияниям другого рода. Большинство этих влияний создано в самой жизни людьми, подобными ему. Но среди этих влияний, смешанные в ними, имеются другие влияния, которые не созданы в жизни, но приходят из другого источника, от людей высшего разума. Они приходят в форме религий, науки, философских систем, эзотерических доктрин, искусства, всякого рода учений и т. д. Их нельзя по внешним признакам отличить от влияний первого рода, поэтому это зависит от человека, распознает он их или нет. Человек может жить только под влияниями А, то есть под влияниями первого рода, и игнорировать влияния В, не интересуясь ими. Но если он заинтересован во влияниях второго рода и поглотил их в достаточном количестве, то в нем начинается некоторый процесс. Результаты этих влияний В, память о них, собираются отдельно в специальном отделении и образуют то, что именуется магнетическим центром. Магнетический центр является комбинацией некоторых интересов и эмоциональных ассоциаций, заставляющих человека как бы поворачиваться в определенном направлении. Это есть некоторый круг идей и некоторый круг эмоций. Это источник интереса к такого рода идеям.
В. Если мы только машины, можем ли мы заключить, что вы пытаетесь вести нас, машины, в некотором желательном направлении или мы способны распознавать между истиной и ложью? Если это так, то с помощью какой способности?
О. С помощью магнетического центра. Люди являются машинами, только они не совсем такие же машины, как паровоз или что-то еще. Вы уже слышали, что человек может жить в четырех состояниях сознания, но что в обычной жизни он живет только в двух. Два других состояния сознания могут быть развиты в человеке, но они не могут быть развиты сами по себе, они должны развиваться через знание и усилие. А способностью, помогающей человеку понять и распознать, является магнетический центр.
Сейчас мы говорим о человеке до того, как он встретил школу. Он живет в жизни в обычных условиях. Условия могут быть весьма различны, но при любых условиях он живет, как я уже говорил, под влияниями двух видов. Каковы влияния А? Все интересы жизни, борьба за существование, желания, волнения, имущество, богатство, развлечения и т. д. Они создаются неумышленно и являются механическими как по своему происхождению, так и по своему действию. Но в то же время человек живет под влияниями, первоначально созданными в школах, но брошенными в общий круговорот жизни. Эти влияния В являются, так сказать, жизнью в стороне. Они приспособлены для определенной цели, — служить в качестве «светильников на пути». Остальное зависит от самого человека. Все его интересы могут сосредоточиваться только на влияниях первого рода, или часть человека может продолжать интересоваться влияниями, созданными в жизни, тогда как другая часть может интересоваться влияниями другого рода. Если человек замечает и изучает их, они могут накапливаться в нем. Память об этих интересах может начать собираться в нем с самого раннего возраста и образовать в нем некоторую группу «я» из многих «я» в ней. Спустя некоторое время эта группа «я», или магнетический центр, начнет контролировать и определять его общее направление в жизни и направление его интересов или части его интересов. Магнетический центр означает поиски определенных вещей и бытие на уровне некоторых вещей.
Но если человек не замечает этих влияний, они не будут оказывать никакого действия. Вот почему люди столь различны. Человек может быть очень умным, может изучать философию, искусство и т. д., и в то же самое время он не имеет никакого шанса, если он не имеет магнетического центра. Если он и входит в контакт со школой, то не распознает ее. А другой человек, может быть, недостаточно образован, может быть, не читал так много, может быть, не знает столько слов, и все-таки, если он встречает школу, он может сразу ею заинтересоваться.
В. Что же создает в нас это различие?
О. Комбинация того, с чем мы родились, и внешних обстоятельств делает нас теми, кем мы являемся; все это является механическим, находящимся под законом случая. Бесполезно отрицать, что люди рождаются различными; но это мы не можем изменить, во всяком случае вначале. Мы должны допустить, что люди имеют различные способности, но не для пробуждения; вот где люди совершают ошибку. Пробуждение не зависит от того, что рождается, оно зависит от магнетического центра, а магнетический центр зависит от того, в чем человек заинтересован. Один человек заинтересован в одном, а другой — в другом, но от чего это зависит, мы не знаем, и это не поможет нам исследовать этот вопрос, так как исследования будут только теориями. В нашем состоянии сознания мы можем знать только некоторые вещи и должны сосредоточиваться на том, что мы можем знать, не теряя времени на то, что мы не можем знать.
В. Не зависит ли наш магнетический центр в весьма значительной степени от механических причин?
О. Не совсем. Как я сказал, он является некоторой комбинацией интересов, и не только интересов, но также идей, которые человек приобрел, некоторого знания, некоторого понимания. Все это входит в магнетический центр. Он является механическим подобно всему другому, но влияния В различны по своей природе, хотя вначале они идут механически. Важно не это. Имеется ли интерес к В-влияниям или нет, вот что важно. Вот как из механичности исходит борьба с механичностью. Магнетический центр помогает человеку видеть, понимать и различать некоторые вещи. Человек не может оценить разницу между идеями, он не может сказать, какая из идей лучше и какая хуже, что годится для него и что не соответствует ему, без помощи магнетического центра. Накопление знания не помогает создать магнетический центр; магнетический центр является хорошей пробой, с помощью которой человек может оценить новые идеи. В этом потоке жизни задачей является различать два рода влияний, ощущать разницу между ними. Если человек не ощущает ее, если он воспринимает влияния В таким же образом, как и влияния А, тогда они производят одинаковое действие, и магнетический центр не формируется.
Затем, имеется много опасностей, так как некоторые из этих идей, составляющие второй род влияний, столь искажены, что они могут образовать ложный магнетический центр. Магнетический центр должен быть очень однородным и очень здоровым, чтобы вести куда-либо, иначе он является только препятствием и ничем больше.
В. Как человек узнает, что он находится под влияниями В?
О. Влияния В имеются всегда. Они приходят первоначально из внутреннего круга жизни, из той части жизни, которая стала свободной от закона механичности, но на пути к человеку эти влияния проходят определенные ступени в своем движении и могут быть так искажены и так замаскированы, что их трудно распознать, точно так же, как трудно распознать идеи эзотерического происхождения, которые приходят к нам в форме легенд и мифов или даже суеверий и тому подобных вещей. Иногда они имеют эзотерическое происхождение, и тогда являются влияниями В.
В. Предположим, что человек только воображает, что он работает под влияниями В.
О. Человек не знает об этом и не «работает» под влияниями В. Он может быть заинтересован во влияниях В только для своей собственной личной выгоды, профессии, репутации или чего-либо подобного этому; затем он теряет всю выгоду, которую может получить от них. Но если человек дорожит ими ради них самих, неэгоистично, не только для своей собственной выгоды, если он интересуется их смыслом, тогда он может что-то получить от них. Определения очень трудны и большею частью ошибочны, ибо наш обычный язык имеет так много различных ассоциаций, что иногда более точное определение убивает возможность понимания. Например, вы можете сказать, хотя я не ручаюсь, что это всегда будет верно, что главной характерной особенностью влияний А является то, что они всегда эгоистичны, тогда как влияния В неэгоистичны. Но люди понимают эти слова столь различно, что это мало о чем говорит. Вы можете сказать также, что влияния А требуют отождествления, а влияния В могут существовать без отождествления, и что если имеется отождествление с влияниями В, это портит их. Действительно, чем больше отождествление с влияниями В, тем больше они становятся влияниями А. Но всего этого недостаточно, чтобы объяснить разницу между ними.
В. Является ли полное погружение во влияния В и полный отказ от влияний А правильным отношением к жизни? Можем ли мы полностью обойтись без влияний А?
О. Почему мы должны обходиться без них? Влияния А могут быть вполне законными интересами в жизни. Если вы не исчезаете в них, они совершенно безвредны. Человек должен принимать все, что приходит, только не отождествляться. Влияния А не опасны сами по себе, опасно только отождествление. Поэтому вопрос стоит не об отказе, а о наличии некоторого интереса к влияниям В, о том, чтобы не быть всецело под властью влияний А. Если люди заинтересованы в этих влияниях В, они имеют магнетический центр; если не заинтересованы, они не имеют никакого магнетического центра.
Спустя некоторое время, с помощью магнетического центра, человек может найти школу или, если он оказывается вблизи нее, он может распознать ее. Но если он не имеет никакого магнетического центра, он не заметит ее или не будет интересоваться ею. А если он встретит школу или человека, которые передают влияния другого рода, влияния С, магнетический центр поможет ему распознать эти новые влияния и усвоить их. Если он не усвоил сначала достаточно влияний В и поэтому не имеет никакого магнетического центра, или если его магнетический центр ложен или слишком слаб, человек не распознает влияния С. Или он может встретить ложную школу и получить неправильное обучение и, вместо того, чтобы стать лучше, становится хуже; вместо приобретения — он теряет. Влияния С отличаются от влияний В в том, что они сознательны, вместо того, чтобы быть случайными как по своему происхождению, так и по своему действию, в то время как влияния В являются сознательными по своему происхождению, но случайны или механичны в своем действии. Влияния С являются влияниями школы.
В. Нужно ли быть взрослым, чтобы распознать влияния С?
О. Нет общего правила относительно возраста. Но нужно иметь достаточно опыта, достаточно искушений от влияний А и достаточно времени для накопления влияний В. В противном случае влияния С будут служить в качестве влияний В; другими словами, они будут совершать данную работу, как более простой инструмент, и не будут иметь своей полной ценности. Когда человек уже пытался что-то делать и понял, что обычные средства не удовлетворяют его, не дают того, что он хочет, тогда человек ценит влияния С. Но если влияния С приходят раньше этого понимания, то люди воспринимают эти влияния на уровне других влияний, и тогда влияния С теряют свою силу. Очень важно понять это.
В. Когда вы распознаете влияния С, являются ли они тем, что вам надо?
О. Нет, нисколько, вы можете быть правы или ошибаться, это зависит от вашего магнетического центра. Если магнетический центр правилен, вы готовы к распознаванию правильных вещей;
если он ложен, вы можете найти совершенно ложную школу. Это происходит ежедневно. Почему существует так много необоснованных и ложных школ, без какого-либо материала? Потому что люди имеют ложный магнетический центр. Например, может случиться, что человек с ложно сформированным магнетическим центром может натолкнуться на школу, которая претендует на связь с эзотеризмом, тогда как в действительности никакой связи не существует. В этом случае влияния, которые должны были быть влияниями третьего рода, становятся влияниями первого рода, то есть никуда не ведущими.
В. Существует ли способ для того, чтобы распознать это?
О. Только по результатам. Но даже если люди имеют ложные результаты, если они имеют ложный магнетический центр, они убеждают себя, что результаты хорошие. Каждый может обмануть себя в чем угодно.
Вообще говоря, имеется очень мало шансов найти правильную школу и много возможностей найти ложную школу, потому что школа должна иметь влияния С, то есть идеи, идущие непосредственно от высшего разума. Что значит «непосредственно»? Это значит — идущие не через книги, не через обычное обучение, доступное каждому. Эти идеи должны идти из другой школы, а к этой школе — опять из другой школы и т. д., пока кто-либо не придет к первоначальному источнику. Если нет идей такого рода, то это только имитация школы. Это не значит, что школа должна быть непосредственно связана с источником, но она должна была в определенное время получить идеи такого рода, и тогда люди могут работать над ними. Но если она не имеет идей, отличающихся от обычных идей, она не является школой; тогда, в лучшем случае, это — школа на уровне В-влияния, то есть философская или научная школа. Она может быть названа школой только в том случае, если через нее человек имеет шанс стать человеком № 4 (хотя и не существует гарантии достигнуть этого). Таким образом, через школу вы можете найти правильное направление только в том случае, если это школа правильного типа. Если вы приходите к школе ложного типа, вы теряете то, что можете изучить сами по себе.
В. Что делается с магнетическим центром, когда мы приходим в школу?
О. Мы можем сказать, что он становится той частью человека, которая интересуется школьной работой. Человек живет на влияниях В, но теперь он получает лучший материал, более концентрированное знание, чем прежде. Кроме того, многие вещи, которым человек научился прежде, могут быть полезны для него, когда он присоединяется к школе, особенно после того, как он отбросил все, что бесполезно. В обычной жизни человек не знает, что учить и что отбрасывать. Например, многие вещи, в которые человек верит, не имеют значения, но человек часто не может распознать это и принимает все их на одном и том же уровне — как те, которые имеют значение, так и те, которые не имеют его. Но в самоизучении, согласно методам школы, он учится распознавать в себе воображаемые ценности и, благодаря этому, раскрывать воображаемые ценности вне себя. А затем, значительно позднее, после длительной работы, группа «я» или личность, которая была магнетическим центром, развивается в «Заместителя Управляющего».
Когда магнетический центр правилен, и человек встречается с истинными влияниями С, они начинают влиять на магнетический центр. И тогда в этот момент человек становится свободным от закона случая. Чем обширнее магнетический центр, тем человек более свободен от закона случая. Это значит, что он становится свободным от этого закона только в тот момент, когда он связан с влияниями С.
В. Вы сказали, что в контакте с настоящей системой магнетический центр становится «Заместителем Управляющего»; является ли он семенем постоянного «я»?
О. То, чем был магнетический центр до того, как вы встретили эту работу, может стать «Заместителем Управляющего», что означает личность, победившую другие личности, — но это не приходит сразу. «Заместитель Управляющего» является значительно более высоким, чем магнетический центр. Магнетический центр образуется из В-влияний, в то время как «Заместитель Управляющего» создается из усилий. Магнетический центр есть семя, зародыш «Заместителя Управляющего».
В. Что подразумевается под законом случая?
О. Жизнь человека-машины, человека, который не может «делать», который не имеет воли или выбора и управляется случаем, ибо все в обычной жизни происходит механически, случайно; в ней нет разума. И точно так же, как внешняя жизнь человека управляется случайными внешними влияниями, так и его внутренняя жизнь управляется как внутренними, так и внешними влияниями, которые равным образом случайны. Вы поймете это, если осознаете, что это значит, что человек спит, что он не может «делать», не может помнить себя; если вы подумаете о постоянном бессознательном течении мыслей в человеке, о мечтаниях, об отождествлении и учитывании, о внутренних разговорах, которые продолжаются в нем, о его постоянном отклонении к линии наименьшего сопротивления. Люди думают, что случайности редки, но в действительности большинство вещей, которые происходят с ними, случайны.
Что значит случай? Он означает комбинации обстоятельств, не зависящих ни от воли самого человека, ни от воли другого лица, ни от судьбы, как это делают, например, условия рождения и воспитания, ни от предшествующих действий самого человека. Случай происходит, когда две линии событий пересекаются друг с другом. Допустите, что человек стоит перед крышей дома, а кирпич падает и ударяет его по голове. Это будет случай. Имеется две отдельных линии причины и следствия. Возьмем линию движений человека и тот факт, что ему случилось остановиться под крышей этого дома; каждая малая вещь в этом имела причину, но кирпич не входил в эту линию причины и следствия. Допустим, что кирпич был небрежно установлен и что дождь сдвинул его, и в какой-то момент он упал. В жизни человека или в жизни кирпича нет ничего, что соединяло бы их. Две линии причины и следствия встречаются случайно.
В. Если случаи влияют на ход дел, то что же создает случай?
О. Другие случаи. Никто не создает случаи; принимайте это просто.
Вещи случаются в жизни человека в соответствии с тремя законами:
1. Закон случая, когда события происходят без всякой связи с линией событий, которые мы наблюдаем.
2. Закон судьбы. Судьба относится только к обстоятельствам рождения человека: родители, братья, сестры, физические способности, здоровье и тому подобные вещи. Она относится также к рождению и смерти. Иногда события нашей жизни могут происходить по закону судьбы, это могут быть важные события, но происходит это редко.
3. Закон воли. Воля имеет два значения: наша собственная воля и чья-то еще воля. Мы не можем говорить о своей собственной воле, так как такие, какими мы являемся, мы ничего не имеем. Что касается воли другого лица, то, в целях классификации, каждое умышленное действие другого лица может быть названо результатом воли этого лица.
Для изучения человеческой жизни эти определения недостаточны. Необходимо ввести между случаем и судьбой закон причины и следствия, который управляет некоторой частью событий в жизни человека, ибо становится чрезвычайно ясной разница между событиями, управляемыми случаем в строгом смысле слова, и событиями, происходящими в результате причины и следствия. С этой точки зрения мы видим значительное различие между людьми в обычной жизни. Имеются люди, в жизни которых важные события являются результатом случая. И имеются другие люди, у которых важные события их жизни всегда являются результатом их предыдущих действий, то есть зависят от причины и следствия. Дальнейшее наблюдение показывает, что первый тип людей, то есть людей, зависящих от случая, никогда не подходит близко к работе школы, или, если они подходят, то очень скоро оставляют ее, ибо один случай может привести их, а другой легко может увести их обратно. Только те люди могут прийти к этой работе, чья жизнь управляется законом причины и следствия, то есть те, кто освободил себя в значительной степени от закона случая, или те, кто никогда не находился полностью под влиянием этого закона.
В. Вы сказали, что человек есть машина, движимая посредством внешних влияний. Откуда в таком случае приходит управление?
О. Управления нет. Мы должны измениться, чтобы иметь управление. Вещи случаются повсюду вокруг нас и воздействуют на нас. В каждый момент наша жизнь пересекается другими линиями, так что случай управляет большею частью событий. Действие одной машины влияет на другую машину. Мы окружены возможностями случая; если не происходит один, то происходит другой.
Мы должны понять наше положение. В людях 1, 2 и 3 нет управления; практически все в их жизни управляется случаем. Имеются некоторые вещи, которые являются результатом их собственных действий, но все они находятся на одном и том же уровне. Управление же начинается на другом уровне; и оно начинается с нас самих: управление нашими реакциями, состояниями сознания, функциями и т. д. Затем, постепенно, мы можем прийти к некоторой доле управления в смысле избежания одного влияния и приближения другого. Это очень медленный процесс.
В. Когда мы перестаем быть под влиянием случая?
О. Когда мы развиваем волю. Полная свобода от закона случая очень далека, но между полной свободой и нашим положением имеются различные ступени. В обычных условиях случай противоположен плану. Человек, который в том или другом случае действует согласно плану, избегает в этих действиях закона случая. Но действия, согласованные с планом, невозможны в обычной жизни, за исключением действия в условиях, где случайно происходящие события совпадают с планом.
Причинами, почему невозможно выполнять план в жизни, являются прежде всего отсутствие единства и постоянства в самом человеке и новые линии, которые непрерывно входят в линию действий человека и пересекают ее. Это может быть легко проверено, если человек попытается следовать плану в чем-либо, что не случается или является противоположным общему стремлению движущих сил, действующих в его жизни; например, если человек пытается вспомнить себя, бороться с привычками, наблюдать себя и т. д. Он увидит, что его план не будет выполнен, и результат является совершенно отличным от того, который он имел в виду, или что все полностью останавливается, и даже исчезают начальный импульс и понимание необходимости и полезности этих попыток. Но если он продолжает изучать себя, делать усилия, работать, он увидит, что его отношение к закону случая постепенно меняется. Наше существование, подвластное закону случая, является определенным фактом, который не может быть полностью изменен. Такие, какие мы есть, мы всегда будем находиться под влиянием некоторой возможности случая. Тем не менее, постепенно, мы можем сделать случайные события менее возможными.
Теория случаев очень проста. Они происходят только тогда, когда место пустое; если место занято, они не могут произойти. Чем занято? Сознательными действиями. Если вы не можете произвести сознательного действия, то это место должно быть по крайней мере заполнено намеренными действиями. Таким образом, когда работа и все, связанное с ней, становятся поистине центром тяжести жизни человека, он становится практически свободным от закона случая. ^
В. Что вы называете центром тяжести?
О. Идея о центре тяжести может быть истолкована многими различными путями. Это есть более или менее постоянная цель и осознание относительной важности вещей в связи с этой целью. Это значит, что некоторые интересы становятся более важными, чем какие-либо другие, — человек приобретает постоянное направление, он не идет сегодня в одном направлении, а завтра в другом;
он идет в одном направлении и он знает свое направление.
Чем сильнее ваш центр тяжести, тем вы более свободны от случая. Когда вы меняете направление каждый момент, тогда в каждый момент может случиться все, что угодно, и каждый случай может повернуть вас на тот или иной путь. Но если ваша намеренная деятельность, такая, как самовоспоминание, становится столь определенной, столь интенсивной и столь непрерывной, что для случаев не остается никакого места, вероятность случаев будет значительно меньше, так как случаи требуют пространства и времени. Поэтому мы должны добавить больше причин, которые будут давать результаты и таким путем просто исключать случай, ибо чем больше наше время занято сознательной работой, тем меньше простора будет оставлено для случайных событий.
В. Если человек не отождествляется, не учитывает, не имеет отрицательных эмоций, будет ли это создавать новые причины?
О. Естественно. Но так как мы всегда отождествляемся, всегда учитываем и имеем отрицательные эмоции, мы не можем испытывать этого. Мы должны видеть, что иметь даже на одну отрицательную эмоцию меньше было бы новой причиной.
В. Как возможно жить под влиянием двух столь различных законов, как закон случая и закон причины и следствия?
О. Не вижу противоречия. Причина и следствие в отношении к законам, под которыми человек живет, означают результат ваших собственных действий, а «случай» означает нечто, случающееся с вами без отношения к вашему действию.
В. Можем ли мы направить или сформировать закон случая в настоящее время или мы должны ждать, пока не будем иметь полного сознания?
О. Не может быть и речи об ожидании: если человек ждет, он никогда ничего не получит — в каждый момент человек должен делать то, что он может. В настоящий момент мы можем до некоторой степени формировать закон случая только путем формирования самих себя. Чем больше мы контролируем себя, тем больше меняется закон случая, и, как я сказал, позже случаи могут даже практически исчезнуть, хотя теоретически возможность будет всегда оставаться.
В. Как мы создаем новые причины? Означает ли это составление планов?
О. Нет, вы обычно составляете те же самые планы, которые вы составляли всю вашу жизнь, и рассчитываете иметь новые причины.
В. Мне хотелось бы понять, как уменьшить влияние случая на работу? Когда я составляю план на день, он часто ломается неожиданно приходящими людьми.
О. Оставьте такие случаи в покое. Что является важным, так это люди или «я» в нас, приходящие и останавливающие нашу работу. Например, отрицательная эмоция приходит и останавливает работу. Это то, что мы должны предупреждать.
В. Случай не обязательно будет всегда плохим случаем. Он может быть также и счастливым, не так ли?
О. Совершенно верно. Но нашей целью является отделаться от случая, и спустя некоторое время, если мы работаем, мы можем стать свободными как от хороших, так и от плохих случаев. Спросите себя, будет ли это лучше. Попытайтесь понять, как много мы ожидаем от хороших случаев и какая трудная жизнь настала бы, если бы мы должны были все «делать» и если бы ничего не «случалось».
В. Свободен ли частично от закона случая тот, кто находится в школе?
О. Нет, это было бы слишком просто. Только одно пребывание ничего не меняет. Я только что объяснял, что человек начинает выходить из-под влияния закона случая, если он приобретает то, что мы называем центром тяжести, что означает, что работа над собой становится особенно важной, достаточно важной, чтобы занять обширное место в жизни человека. Это создает некоторого рода равновесие и постепенно освобождает от случая.
В. Имеете ли вы в виду, что если мы более сознательны, то мы не подвергаемся влиянию закона случая?
О. Опять-таки, сознательное бытие не делает этого само по себе. Прекращение внутренних случайностей будет делать нас более свободными от внешних случайностей. В нас наличествует слишком много случайных вещей, и, как я сказал, мы можем отделаться от этих случайных вещей только путем создания центра тяжести, некоторого постоянного веса, веса в том смысле, что он сохраняет нас более уравновешенными. А для этого мы нуждаемся в школе.
В. Почему вы так уверены, что никто не может развиваться иначе, чем через школу?
О. Имеется много трудностей. Если вы попытаетесь понять эти трудности, вы увидите, что без метода и без помощи никто не может двигаться — человек будет оставаться тем, кем он является, или, вернее, человек будет идти вниз, ибо ничто не остается в одном и том же состоянии. Если человек не развивается, он опускается. В жизни, в обычных условиях, все идет вниз, или одна способность может развиваться за счет другой. Способности не могут развиваться без помощи школы, ибо необходимы система и метод.
Но, прежде чем говорить о том, почему необходимы школы, надо понять, для кого они необходимы, так как школы не являются необходимыми для огромного большинства людей. Они необходимы только тому, кто уже понимает несоответствие знания, собранного обычным разумом, и кто чувствует, что сам по себе, своей собственной силой, не может ни разрешить проблем, которые его окружают, ни найти правильный путь. Только такие люди способны преодолеть трудности, связанные с работой школы, и только для них необходимы школы.
И, чтобы понять, почему школы необходимы, человек должен представить себе, что знание, идущее от людей высшего разума, может быть передано одновременно только очень ограниченному числу людей и что необходимо соблюдение серии определенных условий, без которых знание не может быть передано правильно.
Наличие этих условий и невозможность действия без выполнения этих условий объясняет необходимость организации. Передача знания требует усилий как со стороны того, кто его получает, так и со стороны того, кто его дает. Организация облегчает эти усилия или делает их возможными. Эти условия не могут приходить сами по себе. Школа может быть организована только в соответствии с некоторым определенным планом, разработанным и известным много времени назад. В школах не может быть ничего произвольного и импровизированного. Но школы могут быть различных типов, соответствующих различным путям. Я буду говорить о различных путях позже.
В. Нельзя ли объяснить, в чем состоят эти условия?
О. Эти условия связаны с необходимостью одновременного развития знания и бытия. Как я сказал раньше, развитие одного без соответствующего развития другого дает неправильный результат. Школы необходимы, чтобы избежать такого одностороннего развития и нежелательных результатов, связанных с ним. Условия школьного обучения таковы, что с самых первых шагов работа развивается одновременно по двум линиям — по линии знания и по линии бытия. С первых дней пребывания в школе человек начинает изучать механичность и бороться против механичности в себе, против непроизвольных действий, против излишнего разговора, против воображения, против выражения отрицательных эмоций, против мечтаний и против сна. При одном шаге по линии знания человек должен делать один шаг по линии бытия. Принципы школьной работы, все требования, предъявляемые ему, — все помогает ему изучить его бытие и работать над изменением его.
В. Если невозможно достичь высших состояний сознания без школы, то не исключает ли это многих людей, которые не по своей вине никогда не входят в контакт с истинной школой, но которые очень хотят развиваться?
О. Невозможно объяснить эти вещи, так как человек живет в такой степени под законом случая, а отдельный человек столь мал и незначителен. Мы думаем, что очень значимы, но в действительности мы вовсе не значимы. Чтобы стать значимыми, мы должны сначала стать чем-нибудь, ибо такие, какие мы есть, мы практически ничего собой не представляем. Кто может быть заинтересован в нашем развитии, кроме нас самих? Поэтому встреча со школой соответствующего типа — ибо каждый может встретить школу, которая не соответствует его типу или его развитию, — является в высшей степени удачей.
В. Не будет ли это примером недостаточного желания, ибо сказано: «Ищите и обрящете»?
О. За исключением очень трудных обстоятельств, когда судьба, случай, причина и следствие, — все идут против человека, если человек действительно ищет, он может найти. Он будет искать школу с помощью своего магнетического центра, но если магнетический центр не сформирован, он не сможет начать.
В. Куда ведут школы?
О. Это интересный вопрос, так как он отвечает также на другие вопросы о различиях в людях. С помощью школы вы можете достичь того, что хотите, но сначала вы должны сформулировать, что хотите. Раньше был задан вопрос о том, ведет ли школа машины к тому, что хорошо для них. Если это истинная школа, то она никуда не будет вести машины, так как машины имеют свою собственную судьбу во Вселенной, и никто не может ничего для них сделать. Но школа может помочь людям, которые устали быть машинами; она может показать им путь к тому, как перестать быть машинами, и научить их, как это может быть сделано. Это все, что школа может сделать, и это не может быть достигнуто без школы.
В. Что представляет собой школа?
О. Вообще говоря, школа есть место, где человек может чему-либо научиться. Могут быть школы современных языков, школы музыки, медицинские школы и т. д. Но могут быть школы не только для обучения, но также для того, чтобы стать иным. Ранее было объяснено, что человек не может работать один, без школы. К этому времени вам должно быть ясно также, что группа людей, которые решают работать сами по себе, никуда не придет, так как они не знают, куда идти и что делать.
Таким образом, мы можем сказать, что школа — это организация для передачи некоторому числу подготовленных людей знания, идущего от высшего ума. Это наиболее существенная характеристика школы. Другим очень важным фактором является выбор обучающихся. Только люди с определенной подготовкой и с определенным уровнем понимания допускаются в истинную школу. Школа не может быть открыта для всех, она не может быть открыта для многих. Школы могут быть различного уровня, в зависимости от подготовки и уровня бытия обучающихся. Чем выше уровень школы, тем больше требований предъявляется к учащимся. Таким образом, с этой точки зрения, школы делятся на ступени. Имеются школы, где люди № 1, 2 и 3 учатся тому, как стать человеком № 4 и приобрести все знание, которое поможет им в этом изменении. Следующей ступенью являются школы, ще люди № 4 учатся тому, как стать людьми № 5. Нет необходимости для нас говорить о дальнейших ступенях, так как они слишком далеко от нас. Но даже в школах самой низшей ступени начало школьной работы уже имеет в виду определенную подготовку. Никто не может пройти прямо от нелепости обычной жизни к школе. Даже если школа делает все, что возможно для того, чтобы что-то дать человеку, а он не подготовлен, он не знает, как взять это, то ничего не может быть дано.
В. Что значит подготовленное бытие?
О. Прежде всего, необходимо быть готовым для того уровня, с которого можно начать, не только с точки зрения знания, но также с точки зрения бытия. Человек должен понять свое положение; узнать, что он может сделать сам; понять, что он нуждается в помощи; и многое другое. Подготовленное бытие означает, что человек уже должен знать себя до некоторой степени, должен знать свою цель, должен знать ценность своих решений; должно иметь место некоторое исключение лжи самому себе; человек должен быть способен быть искренним с самим собой.
К несчастью, С-влияние очень часто становится В-влиянием, если люди приходят к школе неподготовленными. Возможно, что позднее, спустя продолжительное время, они могут услышать те же слова, которые они слышали, когда они впервые пришли, и открыть в них новый смысл. Тогда это становится С-влиянием. Есть много идей, которые могут стать С-влияниями, если они правильно поняты.
Кроме того, человек может войти в школу только тогда, когда он уже потерял или приготовился потерять по крайней мере некоторую долю своеволия. Своеволие является главным препятствием к вступлению в школу, так как школа означает не только обучение, но и дисциплину. А некоторые люди могут находить дисциплину надоедливой или излишней.
В. Существует ли какая-либо форма экзамена, который нужно пройти, прежде чем вступить в школу?
О. Экзамен является почти непрерывным, он продолжается все время и не только до того, как человек вошел в школу, но и тогда, когда он находится в школе.
В. В чем причина того, что отдельные люди видят возможность изменения, а другие — нет?
О. Причина заключается в тренировке ума. У большинства людей шансы одинаковы, но некоторые накапливают материал и подготовлены к изменению, а другие — нет. Но, даже если они подготовлены, они нуждаются в помощи и должны делать усилия.
В. Могут ли люди желать изменения и находить его невозможным?
О. Иногда сопротивление является слишком большим, например, воображение может быть слишком сильным, и человек несогласен оставить его. Или, как я сказал, иногда магнетический центр может быть сформирован неправильным образом. Имеются люди с двумя или более магнетическими центрами, обращенными в разных направлениях. Они никогда не смогут быть заинтересованы долго в одном и том же. Но если человек имеет правильно сформированный магнетический центр, все эти интересы становятся связанными, и он может быть очень сильным.
В. Вы говорите, что если люди не подготовлены, то С-влияние становится для них В-влиянием. Происходит ли это потому, что им нечем оценить его?
О. Не только вследствие этого, но и потому, что они не ценят идеи, они воспринимают все идеи на одном и том же уровне.
В. Препятствуют ли отрицательные эмоции воспринимать С-влияние?
О. Если у вас много отрицательных эмоций, это образует облако, которое препятствует не только С-влиянию, но даже А-влиянию доходить до вас.
Давно было установлено, что, хотя С-влияния и существуют, человек не может получить их самостоятельно. Это значит, что существует нечто такое, что человек должен преодолеть для того, чтобы понять, а чтобы понять больше, он должен преодолеть что-то еще. Вот почему необходима школа. В школе вы не можете обмануть себя, и вам может быть объяснено, почему вы не понимаете.
Как я сказал, имеется много ступеней школ. Школы, начинающие на обычном уровне жизни, очень элементарны. В них обязательны определенные правила и условия. Если человек забывает их или освобождается от них, он действительно не может рассматривать себя пребывающим в школе.
В. Можно ли быть дисциплинированным в школьной жизни, не будучи дисциплинированным в обычных условиях?
О. Школьная дисциплина основана на понимании — это совершенно другое.
В. Нет ли опасности принимать дисциплину как бегство от ответственности?
О. Тогда человек потерпит неудачу.
В. До какой степени можно развить бытие без школы?
О. Никакое действительное развитие бытия невозможно без школ, или, вернее, оно возможно до некоторой степени, но обычно оно несовершенно. Правильное развитие бытия невозможно без школ, так как человек не может заботиться о себе, человек не может быть достаточно строгим к себе. И вопрос не только в том, чтобы быть строгим — человек просто не может помнить вещи в нужное время, человек забудет или будет делать все наиболее легким способом. Если бы было возможно работать самостоятельно, то школы были бы тогда потерей времени, и системы не являлись бы необходимыми; но так как они существуют, это значит, что без них нельзя обойтись. Человек сам по себе не может иметь никакого плана, никакой системы. Как может он развиваться без плана или системы? Как может быть выполнена любая работа? Как человек может получить необходимое знание, понять свое положение, узнать, что делать? Человек не может получить даже предварительного знания, с которого можно начать.
В. Обязательно ли школы состоят из людей более высокого сознания?
О. Не состоят, мы не можем ожидать этого, но, как я сказал, школа не может начинаться без знания, идущего от людей более высокого разума.
В. Поможет ли мне школа принять решения, которые будут воздействовать на будущее?
О. Все, что я могу сказать, это следующее: то, что вы делаете сегодня, будет создавать завтра, поэтому завтра зависит от того, что вы делаете сегодня. Вы можете изменить будущее сейчас — вот что должно быть понято. В обычной жизни вы не можете что-либо изменить, но когда вы начинаете знать больше, вы имеете больше сил для изменения.
* * *
Не все школы одинаковы. Для одного рода людей необходима школа одного типа, для другого рода людей имеется школа другого типа. Нет универсальной школы — для любых людей. Это приводит нас к вопросу о различных путях. Но, прежде чем говорить о путях, необходимо представить себе, что тысячи лет назад люди пришли к идее о том, что человек может измениться, что он может достичь чего-то, что он не получил. То, чего он может достичь, выражалось различно с различных точек зрения, но общая идея была всегда одна и та же: человек может развиваться, он может достичь чего-то нового. Так были сформированы три пути, соответствующие делению человека на человека № 1, № 2 и № 3.
Первый путь — путь Факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь. Факир работает над физическим телом, над подавлением физического страдания.
Второй путь — это путь Монаха. Этот путь короче, более надежен и более определенен. Он требует определенных условий, но больше всего он требует веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.
Третий путь — это путь Йоги, путь знания и сознательности.
Когда мы говорим о трех путях, мы говорим об их принципах. В действительности, в жизни они редко встречаются в чистой форме, большею частью они смешаны. Но если вы знаете принцип, то, когда вы проходите школьную практику, вы можете различить, какая практика принадлежит какому пути. Когда мы говорим о йоге, мы в действительности принимаем только джнана-йогу и раджа-йогу. Джнана-йога является йогой знания, нового пути мышления. Она учит думать в различных категориях, не в категориях пространства, времени и причинности. А раджа-йога является работой над бытием, над сознанием.
Хотя во многих отношениях эти пути весьма эффективны, для них характерно то, что наиболее трудным является первый шаг. С самого первого момента вы должны отказаться от всего и делать то, что вам сказали. Если вы сохраняете хотя бы одну небольшую вещь, вы не можете следовать ни одним из этих путей. Поэтому, хотя три пути и являются хорошими во многих отношениях, они недостаточно гибки. Например, они непригодны для нашего современного образа жизни. Факир является преувеличением человека № 1 с сильным преобладанием инстинктивно-двигательного центра. Монах является преувеличением человека № 2 с развитым эмоциональным центром, но с другими — недоразвитыми. Йог является преувеличением человека № 3 с развитым интеллектуальным центром и с другими недостаточно развитыми. Если бы существовали только эти три пути, для нас ничего не осталось бы, ибо мы слишком переучены для этих путей. Но имеется Четвертый Путь, особенный путь, и он не является комбинацией других трех путей. Он отличается от других путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо вся работа является внутренней. Человек должен начать работу в тех же условиях, в которых он находится тогда, когда он встречает ее, так как эти условия являются наилучшими для него. Если он начинает работать и обучаться в этих условиях, он может чего-то достичь, а позже, если это будет необходимо, будет способен изменить их, но не раньше, чем увидит необходимость этого. Таким образом, сначала человек продолжает жить той же жизнью, что и прежде, в тех же обстоятельствах, что и прежде. Во многих отношениях этот путь оказывается более трудным, чем другие, ибо нет ничего труднее, чем изменить себя внутренне без внешнего изменения.
Далее, в Четвертом Пути первым принципом является то, что человек ничему не должен верить; он должен учиться; поэтому вера не входит в Четвертый Путь. Человек не должен верить тому, что он слышит или что ему советуют, он должен для всего находить доказательства. Только если человек убежден, что что-то является истинным, он может верить этому, но не раньше. Это краткое описание различия между четырьмя путями.
В. Почему вера является ошибкой?
О. Люди верят или не верят, когда они слишком ленивы, чтобы думать. Вы должны выбрать, вы должны быть убеждены. Вам говорят, что вы должны помнить себя, но для вас будет неправильным вспоминать себя так, как вам говорят. Сначала вы должны понять, что не вспоминаете себя, и то, что это означает, а затем, если вы действительно понимаете, что нуждаетесь в этом и хотели бы вспомнить себя, вы сделаете это правильно. Если вы делаете это просто путем подражания кому-либо, вы делаете это неправильно. Вы должны понять, что делаете это для себя, а не потому, что кто-то сказал вам.
В. Предназначен ли Четвертый Путь для человека особого
типа?
О. Да, если хотите, — для типа человека, который не может идти другими путями.
В. Занимает ли это значительно больше времени?
О. Он может быть наиболее коротким из всех, так как в него входит больше знания. Четвертый Путь называется иногда «путем хитрого человека». Хитрый человек знает о трех традиционных путях, но он знает также больше, чем они. Допустим, что люди на всех путях работают для того, чтобы войти в определенное состояние, необходимое для некоторой особой работы, которую они должны выполнять. Хитрый человек создаст это состояние в наикратчайшее время; он должен знать, как сделать это, он должен знать секрет.
В. Каково специальное значение, приписываемое словам «хитрый человек»?
О. Что вы понимаете под хитростью?
В. Отсутствие прямоты.
О. Да, многие вещи не могут быть получены прямо. Эта идея очень широко употребляется в Новом Завете, только там это не называется словом «хитрый». Имеются ситуации, которые столь трудны, что человек не может идти прямо, необходимо быть «хитрым».
В. Может ли любой человек идти Четвертым Путем?
О. Нет, так как он требует понимания и усилий. Человек должен быть подготовлен для совершения усилий.
В. Как мы можем определить, правильный ли мы выбрали путь?
О. По результатам. Вы встречаете систему и начинаете работать. Спустя некоторое время вы должны быть способны определить, получили ли вы что-нибудь от нее или нет. Это не очень трудно. Конечно, в большинстве случаев сначала это будут интеллектуальные приобретения, ибо вы приобретаете новые идеи, новое знание. Но так устроено, что приобретение новых идей в настоящей системе связано с некоторым изменением в понимании, во внимании, в воле и т. д. Невозможно правильным образом получить новые идеи без некоторого изменения.
В. Если четыре пути являются путями, ведущими к одной и той же цели, какой фактор или главное качество является общим
для них?
О. На всех путях сходным является возможность изменения бытия. Если вы подумаете обо всем, что составляет бытие, как об ошибочной работе центров, отождествлении, учитывании, отрицательных эмоциях, отсутствии единства и т. д., вы поймете, что все это может быть изменено на каждом из четырех путей: на пути Факира — путем преодоления физической боли, на пути Монаха — путем создания религиозной эмоции, на пути Йога — путем приобретения знания и работы над сознанием. Пути одинаковы, но люди различны; человек, который может идти по одному пути, не может идти по другому. Имеются четыре определенных категории людей в наше время, в соответствии с которыми делятся пути. Я не говорю, что это всегда так было, но это определенно так в наше время. Это деление связано не так сильно с бытием людей № 1, 2 или 3, как с бытием людей с одним центром, людей с двумя центрами, людей с тремя центрами, людей с четырьмя центрами. Это означает людей, в которых один центр развит полностью, в то время как другие не развиты, или развиты три центра, а четвертый имеет более низкое развитие, или четыре центра развиты более или менее одинаково. Это создает деление на четыре пути.
В. Является ли настоящая система Четвертым Путем?
О. Это неправильная формулировка. Вы можете спросить себя:
«Принадлежит ли настоящая система к пути Факира, к пути Монаха или к пути Йога? Нет, но она может принадлежать к Четвертому Пути». Вы не можете сказать, что настоящая система является Четвертым Путем; Четвертый Путь весьма широк, а эта система сравнительно очень мала.
В. Магнетический центр действует только по отношению к школам?
О. На религиозном пути необходим особый магнетический центр. Магнетический центр, который приводит к школе Йоги или к монастырю, отличен от магнетического центра, который приводит к группе, которая, возможно, ведет к школе Четвертого Пути. С магнетическим центром религиозного пути человек не будет в состоянии работать здесь: люди не будут иметь достаточно инициативы. На религиозном пути они должны повиноваться. На настоящем пути люди должны иметь широкий ум, они должны понимать. В школах Йоги и на религиозном пути можно идти в течение длительного времени без понимания, выполняя только то, что говорят. Здесь же результаты пропорциональны пониманию.
В. Магнетические центры различных людей притягиваются различными идеями? Связана ли с этим начальная точка?
О. Да, они могут быть очень разными, но в отношении к настоящей системе должно быть некоторое подобие магнетических центров, чтобы люди могли работать вместе; потому что в определенные период, класс и обучение люди имеют более или менее одинаковый материал.
В. Охватывает ли Четвертый Путь три других пути?
О. Нет, это ошибочное описание, так как Четвертый Путь не имеет многих вещей, которые входят в первые три пути, и он имеет много других вещей, не входящих в них. Идея Четвертого Пути состоит в том, что он отбрасывает из трех путей все, что является лишним в них, так как, кроме необходимых вещей, три пути имеют другие вещи, которые присутствуют там исключительно через традицию, подражание и т. д.
На Четвертом Пути все стороны, которые могут развиваться, развиваются в одно и то же время, и это делает его отличным от других путей, где вы развиваете сначала одну сторону, а затем идете назад и развиваете другую, затем снова идете назад и развиваете третью сторону. На Четвертом Пути все четыре центра должны быть более или менее живыми, на поверхности, открытыми для получения впечатлений, в противном случае необходима длительная предварительная работа, чтобы открыть их, прежде чем человек может начать.
В. Не является ли Четвертый Путь наиболее трудным вследствие беспрестанного выбора, который необходим в условиях максимальных внешних отвлечении?
О. Это зависит от того, что вы называете наиболее трудным. Три других пути требуют очень важного решения прямо вначале, когда вы в действительности ничего не знаете. Вы должны отказаться абсолютно от всего. Если вы можете это сделать и если имеете другие качества, которые необходимы, вы можете пойти по пути Монаха или по пути Йога, если можете найти школу Монахов или школу Йогов. Но если вы не знаете таких школ и если вы находите, что не можете отказаться даже от малых вещей, тогда, конечно, Четвертый Путь есть единственно возможный путь для вас. Это не вопрос более или менее трудного; это вопрос наиболее возможного. Тогда, если вы подумаете, вы найдете, что возможен только один путь.
В. Имеется ли что-либо в школах Четвертого Пути, равное молитвенному состоянию, и если да, то приходит ли это с самовоспоминанием?
О. Да, на всех путях каждый должен пройти одинаковый опыт, только в различном порядке. Несомненно, самовоспоминание, неотождествление и некоторые другие практики будут давать точно одни и те же личные ощущения, такие, как высокие эмоции религиозного или интеллектуального порядка. Вы помните, что человека сравнивали с домом с четырьмя комнатами. Что означает развитие? Оно означает работу в четырех комнатах, только порядок комнат, в которых человек работает, различен на различных путях. На Четвертом Пути работа происходит сразу во всех четырех комнатах.
В. Является ли настоящая организация школой?
О. Это интересный вопрос: можем ли мы называть себя школой? До некоторой степени можем, так как мы приобретаем некоторое знание, и в то же время учимся, как изменить наше бытие. Но я должен сказать в отношении этого, что в начале нашей работы в Петербурге в 1916 году нам дали понять, что школа, в полном смысле слова, должна состоять из двух ступеней, то есть, она должна иметь в себе два уровня: один уровень, где люди №№ 1, 2 и 3 учатся, как стать № 4, и другой уровень, где люди № 4 учатся, как стать человеком № 5. Если школа имеет два уровня, она имеет больше возможностей, так как двойная организация такого рода может дать большее разнообразие опыта и сделать работу более быстрой и более надежной. Таким образом, хотя в некотором смысле мы можем называть себя школой, лучше применять этот термин для более большой организации.
В. Правильно ли я понял из того, что вы сказали, что это не есть школа в точном смысле?
О. Для некоторых людей она может быть школой, для других — нет. Это всегда так. Она не может быть определена и не может быть одинаковой для всех.
В. Если это еще не школа, то что может сделать ее таковой?
О. Только работа ее участников над своим собственным бытием, понимание принципов школьной работы и дисциплина некоторого весьма определенного рода. Если мы хотим создать школу, так как мы пришли к заключению, что мы не можем изменить себя без нее, мы должны принять участие в создании школы. Это есть метод Четвертого Пути. На религиозном пути школы уже существуют, но здесь, если мы хотим школу, мы должны принять участие в ее создании. Но сначала вы должны учиться. Когда вы достаточно узнаете, вы будете знать, что делать.
В. Вы сказали, что можно научиться, как бежать, только у тех, кто бежал прежде?
О. Совершенно верно — в аллегории о тюрьме. И это значит, что школа может начаться только от другой школы. Настоящая система может иметь ценность только в том случае, если она идет от высшего разума. Если же у нас есть причина для того, чтобы считать, что она идет только от обычного разума, подобного нашему, тогда у нее не будет особой ценности и нам нечего от нее ожидать. Тогда лучше сесть и написать свою собственную систему.
В. Будет ли возможно в школе каждому двигаться вперед от № 4 к № 5, или это только для немногих?
О. В принципе нет ограничения. Но вы должны понять, что имеется громадная разница между человеком № 4 и человеком № 5. Человек № 4 есть человек, который приобрел постоянный центр тяжести, но во всем остальном он является обычным человеком. Человек № 5 очень отличается от него. Он уже имеет единство, постоянное «я», третье состояние сознания. Это значит, что он пробужден, он может всегда помнить себя, когда нуждается в этом, и в нем работает высший эмоциональный центр, дающий ему много разных сил.
В. Что хуже: не быть способным продолжать идти дальше с настоящей системой или не начинать совсем?
О. Если вы начали, никто не может остановить вас, кроме вас самих.
В. Как можно примирить это с тем, что вы сказали о том, что бытие не гарантировано?
О. Это зависит от вашей работы. Как могу я гарантировать вашу работу? То, что мы можем получить, зависит от наших собственных усилий, и каждый должен работать на свой собственный риск. Но спустя некоторое время человек начнет видеть, что получил то, чего никогда не имел прежде. Таким образом, постепенно он может стать более уверенным.
В. Что изучает школа?
О. Она изучает возможность развития внутренних качеств в человеке. Она начинает с идеи того, что не все качества могут быть развиты в равной мере. Для того, чтобы были развиты эти определенные качества, другие качества должны быть обузданы, а некоторые должны исчезнуть. Допустите, что вы имеете сотню качеств. Из них, допустите, тридцать могут развиться, а семьдесят не могут. Тогда вы должны обуздать эти семьдесят, чтобы те тридцать могли развиться. А в школах люди получают определенные знания о том, какие качества могут и какие не могут развиться, какие условия благоприятны, как обуздать некоторые качества, как развить другие качества. Различные школы обучают различными путями. Например, школа настоящего типа говорит просто: развивайте только сознание и все остальное будет добавлено в вас; и для этого нужно бороться с отрицательными эмоциями, ложью, отождествлением, учитыванием, воображением и т. д.
В. Вы сказали, что мы должны все проверять, но если мы можем знать только то, что испытали сами, не ограничивает ли это нас в этом маленьком мире?
О. Мы знаем не только то, что испытываем сами; мы знаем то, что испытали другие люди. Полной идеей школы является изучение на основании опыта других людей, не таких людей, как мы, но людей высшего разума, иначе не может быть никакой школы. Если школа ограничена только тем, что мы знаем сами, тогда это не школа.
В. Не заставляет ли нас искать школу вера в то, что там существует нечто сверх того, что мы знаем?
О. Имеется много вещей сверх того, только мы должны понять, что наша возможность познания, действительного познания, весьма ограничена в настоящих условиях. Мы можем формулировать задачи, можем создавать теории, но не можем находить ответы на них, или можем находить только теоретические ответы, так что один ответ является столь же хорошим, как и другой. Но мы можем надеяться и ожидать, что если изменим наше состояние сознания и усовершенствуем наш внутренний механизм, мы, возможно, будем знать больше.
В. Стоит ли школа за самопосвящение?
О. Что значит самопосвящение? Все это слова. Что значило бы быть посвященным в китайский язык? Это означало бы изучить его, быть обученным. Вы не можете быть посвященным в китайский язык путем возложения рук на вас. Посвящение есть работа. Двое людей могут быть в одной и той же школе, и для одного это будет школа одного уровня, а для другого — школа другого уровня. А для третьего она может не быть школой вообще. Это зависит от того, насколько глубоко человек находится в ней. Наивысшая школа может быть на очень низком уровне, и одна и та же школа может быть на различных уровнях, в зависимости от людей в ней. Это требует работы и требует помнить о цели.
В. Если школы столь важны, почему тогда они не имеют большего влияния в мире?
О. Школы могут действовать только через людей, заинтересованных в них. Они не могут сделать ничего, если они окружены равнодушными людьми. Возможность школ влиять на жизнь обусловлена общим отношением к школам. Чтобы иметь влияние, школы должны иметь людей, которые заинтересованы и которые будут повиноваться. Но это должно идти снизу, это не может создаваться школами. Школы могут бросить в мир В-влияния, но если люди не заинтересованы в них, школы ничего не могут сделать. Они не могут применять насилие.
В. Может ли школа что-то потерять путем раскрытия своего знания?
О. Школа может потерять многими различными путями. Мы подойдем к этому вопросу позднее. Это зависит от того, кому она дает знание. Если она только дает и ничего не получает, она, конечно, будет терять. Если человек имеет деньги и начинает давать их всем, заслуживают ли они этого или нет, он потеряет деньги.
В. Вы сказали, что если мы нуждаемся в школе, мы должны принять участие в ее создании. Как мы можем сделать это?
О. Мы должны помнить, что уровень школы зависит от уровня бытия людей, составляющих ее. Если нет достаточного количества людей с магнетическими центрами, тогда никакой школы быть не может. Но простое посещение лекции и восприятие того, что слышит каждый, не показывает наличия магнетического центра.
В. Будет ли распространение идей школы и языка школы среди других людей какой-либо помощью с точки зрения школы?
О. Идеи не могут быть распространены в правильном виде — это важно понять. Было бы очень хорошо, если бы это могло быть сделано, но это невозможно. Слова остались бы, но сами идеи были бы различны. Если было бы достаточно распространять их, зачем были бы необходимы школы? Язык распространится сам, может быть, даже при нашей жизни, но идеи войдут в общее употребление в неправильной форме. Например, не было бы различия между «деланием» и «случаем».
В. Мы говорим о школах и различных уровнях. Не слишком ли это запутанно? Что означают более высокие уровни?
О. Почему вы находите идею о более высоких уровнях запутанной? Например, мы можем понять эту идею уровней совсем просто в отношении к самим себе: применяя все наши умственные способности, мы можем думать только на определенном уровне, но если бы мы могли применить высшие центры, например, высший эмоциональный центр, который уже требует более или менее полного самовоспоминания, тогда, конечно, о том же предмете мы могли бы думать совершенно по-другому и найти значительно больше связей в вещах, которых не замечаем в настоящее время. Это показывает различные уровни мышления, и иногда мы действительно имеем проблески более высокого уровня мышления, так что можем иметь некоторый материал для наблюдения, ибо даже теперь можем думать различно об одном и том же предмете.
Что же касается различных уровней людей, то мы встречаемся с результатами работ людей, принадлежащих, очевидно, к более высоким уровням; мы не можем сказать, что опыт нашей обычной жизни ограничивается результатами работы людей, подобных нам самим. Возьмите Новый Завет, а также работы по искусству, эзотерические рукописи, христианскую литературу и т. д., которые, очевидно, не могут принадлежать обычным людям. Существование людей более высокого развития — не воображение, не гипотеза, но реальный факт. Поэтому я не понимаю, почему это смущает вас; я не вижу, как можно думать, не распознав этот факт. Это определенный факт, что люди живут не только на том уровне, на котором находимся мы, но могут существовать на различных уровнях.
С этой точки зрения человечество можно рассматривать, разделенным на четыре концентрических круга. Три внутренних круга именуются Эзотерическим, Мезотерическим и Экзотерическим. Четвертым является внешний круг, где живут люди №№ 1, 2 и 3. Школы действуют, как ворота, через которые может пройти человек № 4, находящийся между внешним и Экзотерическим кругами. Человек № 5 принадлежит к Экзотерическому кругу, человек № 6 — к Ме-зотерическому, и человек № 7 — к Эзотерическому, или сокровенному кругу. Внешний круг именуется также кругом смешения языков, ибо в этом круге люди не могут понимать друг друга. Понимание возможно только во внутренних кругах.
Все это означает, что имеются степени. Человек, живущий во внешнем круге, находится под влиянием закона случая или, если он имеет сильно выраженную сущность, его жизнь больше управляется законами его типа или законами судьбы. Но когда человек начинает работать над сознательностью, он приобретает направление. Это означает изменение, возможно, неощутимое, но, тем не менее, космическое изменение. Только индивидуальное усилие может помочь человеку пройти из внешнего круга в Экзотерический круг. То, что относится к человеку внешнего круга, не относится к человеку, начинающему работать. Он находится под влиянием других законов, или, вернее, другие законы начинают касаться человека, начинающего работать. Каждый круг находится под влиянием различных законов.