Любая библиотека всегда излучает то, что стоит за хранимыми в ней артефактами и служит местом для встреч тех, кто стремится к осознанию сокровенной сути вещей и явлений.

Главная arrow Книги Гурджиева arrow М. Андерсон. Непостижимый Гурджиев arrow Неизвестная доктрина
Неизвестная доктрина

- Почему вы не говорите, что Гурджиевская доктрина ведет свое происхождение от гностиков?

- Потому, что забыла, - призналась я.

Я забыла, поскольку этот факт не особенно занимал меня – мне было достаточно самого Гурджиева. Все, что он говорил, было настолько необъятно, что у меня просто не было времени исследовать первоисточники. Знание, которым он обладал, откуда бы оно ни пришло, для меня было гораздо важнее, чем любые исторические сведения о нем.

По словам Гурджиева, это знание исходит от "посвященных людей". Или, другими словами: "Это древнее знание изобрели не гностики и не Гурджиев. Все "культы", религии, учителя приходили к этому единому "изначальному источнику" и брали то, что они могли взять. Потом, конечно, это знание искажалось, пока не оставалось ничего от его истин и его жизненности".

Я часто задаю себе другой вопрос, интересующий меня гораздо больше, чем обсуждение "источников". – "Что же было первым, что убедило нас в ценности Гурджиевской доктрины?",

Что же это было? Пожалуй, то, как Орэдж изложил эту доктрину в серии формулировок, прояснивших и уточнивших все, о чем туманно писал Успенский в "Tertium Organum".

Зимой 1924 года в Нью-Йорке мы прислушивались к загадочным и непонятным словам Орэджа. Мы впервые знакомились с идеями, о которых никогда не слышали. Затем прибыл сам Гурджиев вместе с группой французских учеников, исполнявших его "священные танцы", и проводил беседы со множеством американских интеллектуалов. Орэдж был переводчиком.

Весной мы отправились в Фонтенбло, и там – под проницательным взглядом Гурджиева, оценивавшим наши "внимательность, впечатлительность, алертность, энергичность и искренность" – мы читали вслух главы из "Рассказов Баалзебуба своему внуку". Мы начали заниматься танцевальными "упражнениями" и жили повседневной жизнью Приорэ – совсем как описывала в своих письмах Кэтрин Мэнсфилд.

Все это было довольно полезно, но, помимо всего того, что происходило в Приорэ, решающее влияние на меня и моих подруг – Джейн Хип и Жоржетту Леблан – оказал Орэдж. Что касается меня, то я уверена, что без его понимания Гурджиевских идей, без его разъяснений я никогда бы их не усвоила. Я не могу представить себе какой-то другой подход, который так полно овладевал моим вниманием. (Гурджиевский метод обучения – я бы даже сказала, его различные методы обучения – не имели ничего общего с тем, что было мне известно, и поэтому вначале понимать его было практически невозможно. Лишь потом я осознала, почему он учил именно таким образом, а не так, как я хотела!).

Так или иначе, но долгое, очень долгое время Гурджиев просто сбивал меня с толку. Но, благодаря основе, заложенной в мой первый год, эти трудности не отклоняли меня с пути.

Многи годы спустя, полагая, что и у других людей могла быть похожая реакция, я составила ряд конспектов всего того материала, который оказал на меня наибольшее влияние в самом начале. Систематизировав его по категориям, я взяла цитаты из Орэджа, очень много – из Джейн Хип, а иногда просто перефразировала аллегорические идиомы Гурджиева. Но меня снова раскритиковали:

 

- Ты не можешь сделать эти формулировки достоянием широкой публики. Они имеют ценность только для тех, кто лет пять обучался у Гурджиева.

- Я не согласна. Мы слышали их в первый же год. Мы не уникальны, и должны быть другие люди, которые отзовутся подобным же образом.

- Общественности это не нужно, люди подумают, что ты сошла с ума, настолько далеки они от твоего мира. - "О, еще один культ!", - скажут они. Гурджиевским идеям может повредить представление их широкой публике.

- Я снова не согласна. Я убеждена, что если бы каждый мог начать, как начинали мы, то было бы гораздо меньше сплетен и антагонизма.

- То, как использовал этот метод сам Гурджиев, являлось необходимой "прополкой". Ряд людей должен быть сразу исключен, ибо они неспособны вместить эти идеи.

- Верно. Но я пишу для тех, кто способен. Я думаю, что наш "вводный курс" был идеальным.

- Идеальным только для разума, но не для усвоения знания.

- Оставим "усвоение" и его тайны для следующих глав. Но вспомните эти слова: "У некоторых людей есть нюх на эти идеи. Других идеи Гурджиева совершенно не трогают. Но в каждом поколении есть те, кто чувствует...".

- Кроме того, я видела десятки людей, которых отпугнуло неверное представление о Гурджиевских идеях. Но среди тех, кто познакомился с ними так, как мы, я не встречала ни одного такого.

 

Права я или нет, но у меня есть несколько конспектов, где изложены идеи, оказавшие на меня наибольшее влияние. В них, по крайней мере, есть то, что Гурджиев называл "вкусом". Их невозможно понять сразу, но в них есть мощь. Вы можете размышлять над ними точно так же, как над картиной, понравившейся вам с первого взгляда: "Не уверен, что я ее понимаю, но чувствую".

Есть еще один фактор. Я должна объяснить, почему я публикую эти материалы.

Нужны ли объяснения? Думаю, да.

Всегда существовало общепринятое убеждение, что нужно хранить молчание – "Не говорите о Гурджиеве", "Не обращайте в свою веру", "Не мечите бисер", "Не раскрывайте знание, которое никто не поймет" и т.д. и т.п.

Эти увещевания, на мой взгляд, сыграли главную роль в непонимании, окружающем Гурджиева – сплетнях, мистификациях, скептицизме относительно его миссии и значения.

О нем было написано несколько уничижительных книг, опровержения которых я пока что не видела. Успенский, Николл и другие, согласно его замыслу, написали замечательные книги. Таким образом, молчание было нарушено. Но пока что я не видела книг, в которых писалось бы о повседневной работе Гурджиевских групп, о ее конкретных деталях.

Могу ли я представить кого-либо, претендующего на абсолютное понимание Гурджиевского знания? Нет. Или кого-то, способного выдать секреты, передающиеся только "из уст в уста"? Снова нет. Но я легко могу представить, что кто-то, устав от злословия в адрес Гурджиева, попытается исправить положение: не стараясь передать его метод обучения, но лишь указав некоторые идеи, ведущие к учению.

В этом и состоит моя цель.

Лучшие "разъяснители" Гурджиевского учения - на мой взгляд – Орэдж и Джейн Хип, и большинство обобщений, которые я привожу здесь, принадлежит Джейн. Она никогда не собиралась публиковать их, но я считаю, что именно в такой форме идеи Гурджиева смогут затронуть большее количество людей.

Я предлагаю их, полностью сознавая, что даже после их усвоения вы окажетесь только в начале того, что должно быть в конце концов понято и достигнуто. Такие формулировки обращаются только к разуму, а поскольку сам по себе разум не приводит к необходимым "изменениям течения жизни", очевидно (я надеюсь), что я почти не нарушаю "обета молчания".

 

ТРИ ЦЕНТРА

Мы носим лестное название "трехмозговых существ", но у нас нет будущего, ибо два наших центра наполнены только старыми привычками.

 

Наши центры пусты, потому что мы не занимались их сознательным наполнением. Все, чем мы обладаем, скрыто от нас. Суть этого метода в том, чтобы заставить три центра работать вместе.

 

Любая деятельность человеческого существа, не затрагивающая три измерения, является суб-человеческой.

Мы проводим жизнь в скитаниях, бегая от одной ошибки к другой.

 

Жизнь всегда становится дискуссией между тремя центрами: нравится – не нравится, да или нет. Это отнимает все наше время и всю нашу энергию.

 

Человек состоит из трех разных личностей, по-разному воспитанных, по-разному проявляющихся. Мы вырастаем перекошенными – каждый центр выводит из равновесия другие.

 

Мы управляем лишь маленькой частью нашей жизни. В нашем нынешнем состоянии у нас нет воли. Воля – это состояние развития, возможность высшего центра.

 

То, что мы сейчас называем развитием – не что иное, как расширение одного из трех центров. Все наше искусство – не что иное, как расширение эмоционального центра и т.д.

 

Желание ничего не может дать трем центрам – "на одном хотении далеко не уедешь". Нужно иметь метод, технику. У христиан есть Библия, но нет техники для развития. Эта техника никогда не описывалась.

 

Христос давал учение в притчах, но ничего не говорил о теории и технике.

 

В каждой науке имеется свой особый лексикон. Лексикон Гурджиева столь же точен, как и в любой другой науке. Все библейские выражения были когда-то точными научными терминами: "В доме моего Отца обителей много", "Подставь другую щеку", "Око за око", "Крест"...

 

Этот метод: математическое и материальное объяснение творения, существования и цели Вселенной, места человека во Вселенной, его назначения и обязанностей.

 

Обязанности человека: управлять законами, которыми управляется Вселенная. Человек занимает уникальное место в мироздании. Отсяюда вытекают его обязанности.

 

Осознание своего места – не дар природы. Вы должны отыскать его при помощи сознательных усилий. У человека есть неведомые ему потенциальные возможности. Наука древних. Мы забыли о наших возможностях.

 

Жизнь не дает человеку возможности развить свой потенциал.

 

Старайтесь развивать основные органы: умственный и эмоциональный центры.

 

Природа стремится к созданию само-эволюционирующей формы жизни. Человек – высочайшая из возможных форм. Большего природа сделать не в силах; это должны сделать мы. Все дальнейшее развитие требует сознательных усилий. Их можно сравнить с усилиями, затраченными природой на наше развитие за тысячи лет.

 

Во всех созданиях природы определенная деятельность следует определенной форме.

 

Мы – животные с бесформенной психикой. Чтобы обрести форму, психика должна быть трехслойной.

 

Когда-то люди обладали полным знанием, но большая часть его оказалась стерта с лица земли (войны, катастрофы и т.д.), как мел с доски. Но повсюду мы находим доказательства высшего знания: Атлантида, Стоунхендж, пирамиды, майянская архитектура, храмы и т.д.

 

Великие соборы строились с ОСОЗНАННОЙ ЦЕЛЬЮ – возвышать людские вибрации. Они были сознательной попыткой воздействовать на людей.

 

Метод Гурджиева: метод Сознательного Усилия и Добровольного Страдания против ИНЕРТНОСТИ и ПОВТОРЯЕМОСТИ.

 

 

РАЗВИТИЕ И РОСТ

 

Человек сперва рождается маленьким, а потом вырастает.

 

Мы становимся лишь более образованными; мы не развиваемся.

 

Бобер строит плотину: расширение физического центра, а не развитие.

 

Превращение гусеницы в бабочку: развитие, возможность обретения души.

 

Зачем следовать этому методу, Четвертому Пути? Если вы чувствуете неудовлетворенность, вы будете пробовать. Неудовлетворенность – это потеря внутреннего равновесия, дисбаланс. По вашим интересам вы можете распознать свой дисбаланс, потому что ваши интересы запускаются в действие вашими потребностями.

 

Если мы хотим развиваться, необходимо работать над двумя неразвитыми центрами. Но без метода никуда невозможно продвинуться. Все наши действия – это потакание себе, потому что мы не развиваемся.

 

Вы исследуете метод, но не работаете согласно этому методу.

 

Вы удобно сидите в кресле. Если вы встанете с кресла, не научившись работать по данному методу, то лучше и не вставайте, иначе будете стоять всю свою жизнь. Потому что, встав с кресла, вы не сможете вернуться в него – ведь жизнь не стоит на месте.

 

СОН

 

Человек спит.

 

Об этом упоминается в каждой религии. Нужно пробудиться (спящий в Адаме, пробужденный во Христе). Во всех религиях говорится о повторном рождении. Мы спим в животном: тело бодрствует, "Я" спит.

 

Этот сон можно сравнить с гипнотическим состоянием. Ребенок подвержен внушению. Позднее – самовнушению. Абсолютно механическое состояние. Взрослые полностью находятся во власти гипнотических чар – как кролик под взглядом факира. Река течет широко, течение узко и быстро. Гипнотизер внушает чуть быстрее, чем жизнь.

 

Сон – это почти желание человека. Пока жизнь не станет чересчур трудной, мы не проснемся. Только шок может разбудить нас.

 

Но вы должны обнаружить причины, побуждающие вас проснуться.

 

Изучайте механичность человека. Когда вы увидите свою механичность, вы начнете пробуждаться – и как раз в момент пробуждения вы понимаете, что спали.

 

Начните сравнивать свое спящее и бодрствующее состояния. После сна вы обескуражены тем, что выставлены напоказ. То же и в жизни. Вы желаете рассказать, какое жалкое зрелище вы представляли собой во сне, но в жизни вы прощаете себе и наводите глянец.

 

Никто не может сказать, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах. Говорить: "я знаю, как я буду вести себя в этой ситуации" – все равно, что говорить, как вы будете вести себя во сне.

 

В сновидениях вы избавляетесь от энергии, неиспользованной в течение дня.

 

Если вы завершили день – ваши центры завершили – вы не будете видеть снов.

 

Изучайте сновидения. Благодаря им вы можете узнать, в каком из центров остается неизрасходованная за день энергия. Какие сны вам снятся чаще: физические, эмоциональные или умственные?

 

Сильнее всего утомляют эмоциональные сны.

 

Три центра засыпают по отдельности. Иногда в начале сна вы резко вздрагиваете. Это значит, что вы переключились с одного центра на другой.

 

Наше подсознание должно стать нашим сознанием. Все, что случилось с нами в жизни, заключено в мозжечке, высвобождаясь только во время сна, транса и т.д.

 

Сознание загрязнено. Старайтесь достучаться до подсознания.

 

- У художников это иногда получается.

- Нет, только у гадалок – иногда, и то бессознательно. Но бессознательное прикосновение опасно.

 

 

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

 

Все великие школы, все великие системы мысли, все великие религии всегда старались дать человеку две свободы: внутреннюю свободу (от тщеславия, себялюбия и т.д.) и внешнюю свободу (от "образования" и т.д.).

 

Первый шаг на пути к свободе – самонаблюдение, "познание себя". Система Гурджиева начинается с нейтрального научного наблюдения за собой – описание тела в научной манере. Сперва описание физического, затем эмоционального и умственного центров.

 

Изменение центра тяжести: его нельзя изменить при помощи одного лишь разума. Нужно начать с тела, отстроить тело и эмоции.

 

Тело – единственный инструмент, с которым вы должны работать. Совершенствуйте его. Не позволяйте телу управлять вами.

 

Попытайтесь отделить физическое от "Я". Взрослая жизнь начинается с осознания того факта, что у нас есть "Я".

 

Тело – удобрение для души.

 

Равенство между вами и вашим телом разрушительно.

 

Если вы проснетесь в теле единорога, вы не будете знать, как себя вести. Точно так же вы отданы на милость своего тела. Вы не отвечаете за свое поведение, вы находитесь внутри животного.

 

Вы думаете, что знаете свое тело, но вы даже не знаете, когда почешете голову.

 

Наше тело является таким же объектом внешнего мира, как дерево, растение или камень.

 

Говорите: "Я есть; у меня есть тело". Мы должны ощущать свое тело, осознавать свои эмоции, помнить свои мысли. Говорите: "У меня пассивные мысли ", или "У меня активные мысли".

 

Боритесь с самообманом, субъективностью, самоанализом. Самоанализ вреден – нам нечего анализировать.

 

Вы обнаружите, как трудно управлять телом. Наш разум не развивается, он парализован окружающей обстановкой. Выполняйте упражнения умственного расширения.

 

Мы ограничены собственными телодвижениями. Смотрите, как вы зажаты при выполнении упражнений. Ни у кого из нас нет индивидуальных или основных телодвижений.

 

Продолжительное самонаблюдение научит вас осознавать себя.

 

Вы думаете, что вы естественны? Сорвите маску, и вы увидите свое подлинное лицо. Расширяя спектр телодвижений, расширяя спектр эмоций, вы в конечном счете сможете владеть окружающей обстановкой.

 

Наше окружение играет нами. Когда Гурджиев говорит "Не поступай так, как поступают другие", он имеет в виду следующее: не позволяй себе действовать в соответствии с ситуацией; подумай об активном поступке.

 

 

СОЗНАТЕЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ

 

Самонаблюдение – это сознательное страдание.

 

Мы живем лишь семьдесят лет из-за того, что подчиняемся бесплодному страданию.

 

Мы должны принести в жертву автоматическое страдание.

 

Докопайтесь до своей сущности. Определите свой тип. Это будет действенной альтернативой бессознательному поведению.

Поведенческие явления проявляются в бессознательной речи.

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ не имеет ничего общего с развитием. Наследственность – это просто склонности. Не беспокойтесь об этом, продолжайте наблюдать себя.

 

Выберите себе роль сознательного человеческого существа. Играйте эту роль на людях и перед самим собой. Отремонтируйте себя. Пусть каждое ваше действие служит определенной цели. Предоставьте свободу только тем идеям и эмоциям, которые не связаны с "личностью". Это будет препятствовать повторяемости.

 

Бессознательные действия лишают нас сил.

 

Большинство упражнений истощает энергию. Гимнастика не сохраняет энергию, расходуемую нашим физическим центром. Люди искусства, бездумно расточающие эмоции, становятся патологическими типами: они растратили запасы эмоционального центра. Половина всех болезней вызвана истощением центров. Самонаблюдение – самая трудная вещь на свете, но оно стоит затраченных на него усилий.

 

- Но как наблюдать за собой – при помощи самоконтроля?

- Нет, самоконтроль расходует энергию. Самонаблюдение сохраняет энергию.

- А если использовать внушение?

- Нет, внушение не поможет вовсе. Внушение – это просто удержание в уме той или иной идеи. Это пассивная вещь. Вы должны быть активны.

- Приведите пример.

- Наполните свою жизнь противоречиями. Позволяйте себе волноваться и тревожиться, сколько влезет, но при этом наблюдайте.

- Мы не приучены к такому напряжению. Мы не любим противоречий.

- Тогда в вас не проснутся чувства. Где нет противоречий, нет и развития.

- Значит, когда человек расстроен, он может лучше наблюдать?

- Да. Его состояние меняется и ему становится легче это делать.

- Но мы занимаемся самонаблюдением все время. Оно никогда не прекращается.

- Наоборот, оно никогда не начинается. Это величайшее из усилий, которое может совершить человек. Его нельзя даже сравнить со всеми нашими остальными действиями.

- Актеры наблюдают себя.

- Актеры – самые плохие наблюдатели. Актер может осознавать, что он делает, но есть разница между само-осознаванием и самонаблюдением. Самонаблюдение направлено на себя; осознавание направлено на внешний мир.

ВИДЕТЬ – пассивное действие. СМОТРЕТЬ – активное действие.

 

 

ХИМИЯ

 

Метод Гурджиева: освобождение от инерции, изменение химического состава.

 

Когда вы начинаете заниматься самонаблюдением, вам приходится признать, что вы беспомощны, что вы полностью обусловлены. Причина: что-то вас либо привлекает, либо отталкивает, воодушевляет или угнетает.

 

Вся ваша жизнь является слепым откликом на влечение или отвращение. Ваше мировоззрение может измениться от мельчайшего фактора.

 

Благодаря сознательному усилию в организме вырабатывается новая химическая субстанция, способствующая пониманию. Вы должны прилагать личные усилия, усваивая новые идеи – таким образом вы будете накапливать новые химические вещества. Идеи подобны пище – их можно есть, переваривать, они могут даже вызвать рвоту. Сочувствовать идеям ничего не значит; сочувствие – это просто химия, но не понимание. Сочувствие = закону слияния сходных элементов; не накапливается ничего нового.

 

СОЗНАТЕЛЬНОЕ страдание достигается путем создания ситуаций, приятных для одного центра и чрезвычайно неприятных для двух других. Цель: создать напряжение, выйти за рамки механичности, выяснить, что происходит с химическим составом.

 

Упражнение в самонаблюдении создает запас энергии в высших центрах – высшем умственном, высшем эмоциональном, высшем физическом. Оно помогает накопить силу, мощь – не ту силу, что может утечь подобно воде, но эманации, кристаллизующиеся в вас. При помощи этой силы можно достичь многого.

 

Как вы думаете, что вы сделали на данный момент? Удалось ли вам что-то спасти от механического повторения? На что вы нацелены, а не принуждены к этому своим химическим составом, типом и т.д.?

 

Самонаблюдение: вы сохраняете энергию для другой цели – качества, а не количества вибраций.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧЕРТА

 

Одной из главных основных черт всегда является себялюбие – абсолютное себялюбие.

 

Весы. То, что склоняет весы в ту или другую сторону, обычно и есть ваша основная черта.

Ваша основная черта – это нарост, образовавшийся в результате эмоционального отношения к себе.

 

Основная черта никогда не может быть хорошей, но после ее обнаружения она может использоваться сознательно.

 

Наша анкета: определить движущую силу, стоящую за всеми вашими действиями.

 

Когда вы найдете движущую вами силу, не пытайтесь избавиться от нее, но используйте ее.

 

Исследование претензий. Гордитесь ли вы своей величайшей слабостью? Всегда ли вы говорите о своей выдающейся слабости в терминах силы?

 

Лучше всего начинать "вспоминать", когда вы искренне желаете перестать придумывать себе свой образ. Мы прячемся за этим выдуманным образом.

 

Иногда, испытывая очень сильные эмоции, мы действительно видим себя.

 

Ваше развитие зависит от готовности (и скорости) узнать, что вы собой представляете.

 

Тщеславие = глупое бахвальство тем, чего у вас нет.

 

Гордость более приемлема; она соотносится с вашими заслугами.

Тщеславие относится к физическому телу.

Самомнение – психическая гордость.

Не путайте их.

Вам не поможет ни один метод, пока вы не избавитесь от тщеславия и самомнения.

 

В вас есть нечто, что невозможно обмануть – точная самооценка.

 

Большинство наших злоключений вызвано неспособностью эмоционально осознать то, что мы понимаем умом. Это приводит к конфликту ритмов – один центр работает с большой интенсивностью, другие два не гармонируют с ним. Это зависит от вашей основной черты.

 

 

СУЩНОСТЬ И МАСКА

 

На 1 процент мы являемся собой, на 99 – продуктами социума.

 

Есть сущность ("Я") и образ (личность).

 

Личность – это маска, за которой вы прячете свою сущность.

 

Маска. Ее очень трудно обнаружить. У каждого есть причины защищать себя.

 

Вы не обязаны терять свою маску, если вы этого не хотите. Но знайте ее. Если вы ее знаете, вы можете ее изменить. Вы не можете менять то, чего не знаете.

 

До сущности практически невозможно добраться. Но сущность можно развить медленной, терпеливой работой. Сущность развивается сознательными усилиями.

 

Сущность – материал, из которого создана Вселенная. Сущность божественна – частица Бога в нашем подсознании, называемая совестью.

 

Понимание свойственно сущности, а не личности.

 

Человек излучает эманации. Сущность представляет собой эманацию. Октава человека расположена за октавой эманаций.

 

 

ЭМОЦИИ

 

Изучение эмоционального центра, принимая во внимание создание высшего эмоционального тела:

 

Эмоции – это сила, химический агент, теплота. У нас есть только желания, импульсы, аппетиты.

 

Эмоции – самое ценное, чем мы обладаем, но часто мы выражаем их недостойно.

 

Какую эмоцию вы пытаетесь выразить?

Старайтесь знать, что вы чувствуете.

Позволительна ли эта эмоция? Неуместность эмоций может ввести в замешательство. Со стороны часто бывает больно смотреть на людей, полагающих, что они испытывают глубокие чувства – как будто стрела падает на землю вместо того, чтобы быть направленной в цель.

Есть степени выражения чувств, градации. Достаточно ли вы гибки и изящны в выражении своих эмоций?

Сильные эмоции весьма ценны и безошибочно видны со стороны – действительно ли человек переживает или просто занимается гимнастикой солнечного сплетения. Профессиональные плакальщицы.

 

Человечество приходит в упадок из-за бесплодных эмоций. Попробуйте как-нибудь добиться наитруднейшего - сознательной эмоции.

 

Наше физическое тело меняется в соответствии с нашими эмоциями. Оно – барометр наших эмоций. Характер обычно означает нехватку решительности.

 

Мы поглощены эфемерными эмоциями. Они сами приходят к нам – мы их не вызываем. Думайте об определенных вещах, добровольно совершайте действия – намеренно вызывая эмоции – эмоциональное расширение. Составьте список эмоций, которые приходят к вам автоматически, механически.

 

В наше время эмоции представляют собой просто беспокойство. Наблюдайте, и в ходе наблюдения у вас, может быть, появятся идеи. Это меняет центр тяжести: "превращение".

 

Вскармливайте себя – отыскивайте эмоции и мысли, годные для разума.

 

Вселенная питает сама себя.

Люди: каждый пожирает всех остальных.

 

Когда мы не занимаемся самонаблюдением, мы пожираем сами себя.

 

Без напряжения у нас нет мускулов, только плоть.

 

В Америке и Англии эмоциональный центр подавляется. Скрытая эмоциональная жизнь. У англосаксов совершенно не тренирован эмоциональный центр.

 

У умственного центра есть лексикон: дух.

У эмоционального центра есть ритм: теплота.

У физического центра есть способность: сила.

 

Психология будущего сосредоточится на эмоциональном центре. Очень трудно что-то делать с разумом, когда даже об электричестве мы знаем больше.

 

 

РАЗУМ

 

Интеллект – это определенное расположение нервных центров. Его нельзя приобрести, он дается от рождения.

 

Божественный разум: все постигается одновременно. Идеи, имеющие форму.

 

Разум – это активная способность. Старайтесь активно получать впечатления.

 

Разум можно сравнить со сложным электрическим механизмом. Он получает сигналы, а отклики на них (стимулы) возникают без контроля со стороны хозяина.

 

Наш нынешний разум: просто посмертное вскрытие иррациональных поступков. Подлинный разум развивается лишь благодаря противостоянию повторяемости и инертности.

 

Мы растрачиваем свою жизнь на ассоциации, особенно на словесные ассоциации. Старайтесь, чтобы ваши слова не были пустым сотрясанием воздуха.

 

Великие поэты не переживали и девяти десятых своих собственных слов. Порой простой крестьянин может выразить десятью словами то, на что поэту понадобится сотня фраз, наполненных воздухом.

 

Художники, религиозные деятели, ученые пытаются думать в образах, формах (не в формулах, но в формах – как при рисовании). Идея трех центров = форма.

 

Идея человека как идеи есть форма.

 

Любая ситуация в мире подобна математической проблеме и обладает позитивной, негативной и нейтральной силой (активной, пассивной, нейтрализующей). Нейтрализующая сила – это формообразующая сила.

 

 

РЕЛИГИЯ

 

Все великие религии (созданные, что подтверждается историей, людьми, обладающими равными знаниями о совершенствовании Чистого Разума) всегда зиждились на одинаковых истинах. Разница между этими религиями состоит лишь в определенных предписаниях, положенных в основу так называемых ритуалов; и эта разница, являясь результатом намеренного замысла великих Основателей религий, соответствовала уровню умственного развития людей в данный период времени.

 

Гурджиев писал также: "Вопрос не в том, кому человек молится, а в том, насколько он верит. Лишь благодаря вере человек может достичь необходимого осознания собственного бытия, а также понять, что его личное Бытие является частью всего, что существует во Вселенной. Вера – это совесть, основы которой закладываются в детстве. Если человек меняет вероисповедание, он теряет совесть; а поскольку совесть поддерживается верой, а вера укрепляется религией, то я с уважением отношусь к его религии и счел бы большим грехом порицать ее или разочаровывать человека в ней, что разрушило бы его совесть, приобретаемую только в детстве".

 

Вы должны сформулировать собственную идею ДОБРА и ЗЛА. Если вы задерживаете построение космоса, вы являетесь злом.

 

Объективное Добро и Зло: Понимание и усилие = Добро.

Неудача в их достижении = Зло.

 

Объективное означаетнеизменное знание.

Субъективное – кто-то сидит в кресле и выдумывает систему.

 

Библия: само-возрождение человека.

 

Мы должны посвятить жизнь совершенствованию энергий.

 

В алхимии скрыт тайный смысл. Быть вновь рожденным.

 

Возрождение – точная наука, величайшая в мире, и техника ее свято охраняется. ("Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих"1. Этот запрет был наложен, так как информация дает нашему разуму только знание, а знание, усвоенное лишь разумом, снижает возможность понимания своего бытия.

 

Слово "Завет" означает: "Я велю вам". Ветхий завет, Новый завет = знание, повелеваемое нам.

 

Что есть знание? Это исполнение потенциального бытия каждого существа: трехмозговых существ. В этом состоит цель Вселенной.

 

Вселенная создала плоть: Христос.

 

Иоанн Креститель: "Я", вопиющее в пустыне тела.

 

Адам: невозрожденный человек, живущий в первой ноте "до" октавы, живущий механически.

 

Развитие не может начаться, пока не будет остановлена деградация.

 

Существует метод победить смерть. Наша главная цель – создание преемственности наших тел, психологически объективное постоянство индивидуальности.

 

Два вида бессмертия – два рождения: 1) автоматическое и 2) сознательное.

Горизонталь: физическое воспроизводство – потомки.

Вертикаль: непрерывность самости, самовозрождение человека.

 

Бессмертие – потенциальный факт. Потенциальное всегда более полно возможностями, чем актуальное.

 

Наше будущее создается тем, как мы используем нашу энергию. Каждые 24 часа нам дается запас энергии. Если мы ничего не сделаем с ним сегодня, мы не сделаем этого и через год.

 

"Грехи отцов": вчера вы совершили что-то, а десять лет спустя будете расплачиваться за этот поступок. В данном случае вы являетесь собственным отцом.

 

Когда мы умираем, объединяющие нас вибрации рассеиваются в пространстве. Вибрации физических органов деградируют и уходят в землю.

 

Но "Я", пока оно развивается, приходит и проявляется.

 

Если вы разовьете себя, вы обретете индивидуальность, отличающую вас от тысячи других листьев на дереве. Вы станете зерном.

 

Теория Гурджиева:

Все в жизни подчиняется двум законам: закону 3 и закону 7.

Все, что связано с психологией, подчиняется закону 3 (Троица).

Все, что связано с материальным миром, подчиняется закону 7 (октава).


1 Исайя 8:16. – Прим. пер.

 
<<<   Трансформация   Жизнь за жизнь   >>>

Вход






Забыли пароль?

Поддержка проекта


Спасибо!!

Гурджиев.ру