Любая библиотека всегда излучает то, что стоит за хранимыми в ней артефактами и служит местом для встреч тех, кто стремится к осознанию сокровенной сути вещей и явлений.
|
Главная Библиотека - Книги по главам
Возвращение из Индии. — Война и «поиски чудесного». — Старые мысли. — Вопрос о школах. — Планы дальнейших путешествий. — Восток и Европа. — Заметка, в московской газете. — Лекции об Индии. — Встреча с Гурджиевым. — «Переодетый». — Первая беседа. — Мнение Гурджиева о школах. — Группа Гурджиева. — «Проблески истины». — Дальнейшие встречи и беседы. — Организация московской группы Гурджиева.— Вопрос о плате и средствах для работы. — Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. — Беседа о Востоке. — «Философия», «теория» и «практика». — Как была найдена эта система? — Идеи Гурджиева. — «Человек — это машина», управляемая внешними влияниями. — «Всё случается». — Никто ничего не «делает».— Чтобы «делать», необходимо «быть». — Человек отвечает за свои поступки, а машина — нет. — Нужна ли психология для изучения машины? — Обещание «фактов». — Можно ли прекратить войны? — Беседа: планеты и Луна как живые существа. — «Разум» Солнца и Земли. — «Субъективное» и «объективное» искусство. |
|
Петербург в 1915 году. — Гурджиев в Петербурге. — Беседа о группах. — Упоминание об «эзотерической» работе. — «Тюрьма» и «побег из тюрьмы». — Что нужно для побега? — Кто и как может помочь? — Начало встреч в Петербурге. — Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. — Как можно достичь бессмертия? — Борьба между «да» и «нет». — Кристаллизация на правильной и ложной основе. — Необходимость жертвы. — Беседы с Гурджиевым и наблюдения. — Продажа ковров и рассказы о коврах. — Что Гурджиев рассказал о себе. — Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? — Ответ Гурджиева. — Знание не скрыто. — Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему даётся. — Вопрос о бессмертии. — «Четыре тела» человека. — Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. — Путь факира, путь монаха и путь йогина. — «Четвёртый путь». — Существуют ли культура и цивилизация? |
|
Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. — Отсутствие единства. — Множественность «я». — Конструкция человеческой машины. — Психические центры. — Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. — Неизбежное повторение. — Что значит эволюция? — Механический прогресс невозможен. — Европейское понимание эволюции человека. — Всеобщая связь в природе. — Человечество и Луна. — Преимущества индивида перед массами. — Необходимо знать человеческую машину. — Отсутствие постоянного «я» у человека. — Роли малых «я». — Человек лишён индивидуальности и воли. — Восточная аллегория: дом и слуги. — «Заместитель управляющего». — Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии. |
|
Общее впечатление от системы Гурджиева. — Взгляд назад. — Одно из фундаментальных положений. — Линия знания и линия бытия. — Бытие на разных уровнях. — Расхождение между линиями знания и бытия. — Что даёт развитие знания без соответствующего изменения бытия? — Что даёт изменение бытия без увеличения знания? — Что значит «понимание»? — Понимание как равнодействующая знания и бытия. — Различие между пониманием и знанием. — Понимание как функция трёх центров. — Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? — Наш язык. — Почему люди не понимают друг друга? — Слово «человек» и его разнообразные значения. — Язык, принятый в системе. — Семь градаций понятия «человек». — Принцип относительности в системе. — Градации, параллельные градациям человека. — Слово «мир». — Многообразие его значений. — Исследование слова «мир» с точки зрения законов принципа относительности. — Фундаментальный закон вселенной. — Закон трёх принципов или трёх сил. — Необходимость трёх сил для проявления какого-либо феномена. — Третья сила. -- Почему мы не видим третью силу? — Три силы в древних учениях. — Создание миров силой воли Абсолютного. — Цепь миров, или «луч творения». — Число законов в каждом мире. |
|
Лекция о «механике вселенной». — Луч творения, его рост из Абсолютного. — Противоречия в научных гипотезах. — Луна: конечный пункт луча творения. — Воля Абсолютного. — Идея чуда. — Наше место в мире. — Луна питается органической жизнью. — Влияние Луны и освобождение от Луны. — Различная «материальность» разных миров. — Мир как мир «вибраций». — Вибрации замедляются пропорционально расстоянию от Абсолютного. — Семь родов материи. — Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. — Где находится Земля? — Три силы и космические свойства материи. — Атомы сложных веществ. — Определение материи в соответствии с проявляющимися через неё силами. — «Углерод», «кислород», «азот» и «водород». — Три силы и четыре вида материи. — Бессмертен человек или нет? — Что означает бессмертие? — Человек с четвёртым телом. — Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием.— Беседы о Луне. — Луна как часовая гиря. — Беседа об универсальном языке. — Объяснение Тайной Вечери. |
|
Беседа о целях. — Может ли учение
преследовать определённую цель? — Цель существования. — Личные цели —
предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой,
достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение
войн. — Объяснения Гурджиева. — Судьба, случай и воля. — «Безумные машины». —
Эзотерическое христианство. — Что может быть целью человека? — Причины
внутреннего рабства. — С чего начинается путь к освобождению? — «Познай
самого себя!». — Разное понимание этой идеи. — Самоизучение. — Как изучать
себя? — Самонаблюдение. — Регистрация и анализ. — Фундаментальный принцип
работы человеческой машины. — Четыре центра: мыслительный, эмоциональный,
двигательный, инстинктивный. —Различие работы разных центров. — Создание
изменений в работе машины. — Нарушение равновесия. — Как машина
восстанавливает своё равновесие? — Случайные перемены. — Неправильная работа
центров. — Воображение. — Грёзы. —Привычки. — Противодействие привычкам в
целях самонаблюдения. — Борьба против выражения отрицательных, эмоций. —
Регистрирование механистичности. — Изменения как следствие правильного
самонаблюдения. — Идея двигательного центра. — Обычная классификация действий
человека. — Классификация, основанная на делении центров. — Автоматизм. —
Инстинктивные действия. — Различие между инстинктивными и двигательными
функциями. — Деление эмоций. — Разные уровни центров. |
|
Достижимо ли «космическое сознание»? — Что
такое сознание? — Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении.
— Наши ответы. — Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. —
Почему мы не замечаем, что помним себя? — Что-то «наблюдает», «думает»,
«говорит». — Попытки вспомнить себя. — Пояснения Гурджиева. — Значение новой
проблемы. — Наука и философия. — Наши переживания. — Попытки разделить
внимание. — Первые ощущения намеренного вспоминания себя. — Что мы помним из
прошлого? — Дальнейшие переживания. — Сон в бодрствующем состоянии. —
Пробуждение. — Что просмотрела европейская психология? — Различия в понимании
идеи сознания. — Изучение человека идёт параллельно изучению мира. — За
законом трёх следует закон семи, или закон октав. — Отсутствие непрерывности
в вибрациях. — Октавы. — Гамма семи тонов. — Закон «интервалов». — Необходимость
дополнительных толчков. — Что происходит при отсутствии дополнительных
толчков? — Чтобы делать, надо уметь контролировать «дополнительные толчки».—
Подчинение октавы. — Внутренние октавы. — Органическая жизнь в «интервале». —
Влияние планет. — Боковая октава «соль-до». — Значение нот «ля», «соль»,
«фа». — Значение нот «до» и «си». — Значение нот «ми» и «ре». — Роль
органической жизни в изменении поверхности земли.
|
|
Разные состояния сознания. — Сон. — Состояние бодрствования. — Самосознание. — Объективное сознание. — Отсутствие самосознания. — В чём заключается первое условие для приобретения самосознания? — Высшие состояния сознания и высшие центры. — «Бодрственное состояние» обыкновенного человека. — Это не что иное, как сон. — Жизнь спящего человека. — Как можно пробудиться? — Что такое человек, когда он родился? — Что делают «воспитание» и пример окружающих? — Возможности человека. — Самоизучение. — «Умственные фотографии». — Разные люди в одном человеке. — «Я» и Успенский. — Кто активен и кто пассивен? — Человек и его маска. — Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. — Фундаментальное качество человеческого бытия. — Почему человек не помнит себя? — «Отождествление». — «Мы считаемся с другими». — «Внимательность» и «мнительность». — Что такое «мнительность»? — Машина «считается с другими». — «Несправедливость». — Искренность и слабость. — «Буфера». — Совесть. — Мораль. — Существует ли общая для всех идея морали? — Существует ли христианская мораль? — Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? — Никто не делает ничего ради зла. — Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. — На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? — Идея истины и лжи. — Борьба с «буферами» и ложью. — Методы работы школы. — Подчинённость. — Понимание собственного ничтожества. — Личность и сущность. — Мёртвые люди. — Общие законы. — Вопрос о деньгах. |
|
«Луч творения» в виде трёх октав излучения. — Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. — Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. — «Точка вселенной». — Плотность вибраций. — Три вида сил, четыре вида материи. — «Углерод». — «Кислород». — «Азот». — «Водород». — Двенадцать триад. — «Таблица форм водорода». — Материя в свете её химических, физических, психических и космических свойств. — Разум материи. — «Атом». — Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. — Субстанции, заключённые внутри человека. — Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. — Трата энергии. — «учись отделять тонкое от грубого». — Производство тонких форм водорода. — Изменение бытия. — Рост внутренних тел. — Человеческий организм как трёхэтажная фабрика. — Три вида пищи. — Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. — Преобразование субстанций управляется законом октав. — Октава пищи и октава воздуха. — Извлечение «высших форм водорода». — Октава впечатлений не развивается. — Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. — Сознательное усилие. — «Вспоминание себя». — Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. — Второй сознательный толчок. — Усилие, связанное с эмоциями. — Подготовка к этому усилию. — Аналогия между человеческим организмом и вселенной. — Три стадии в эволюции человеческой машины. — Трансмутация эмоций. — Алхимия. — Центры работают с разными формами водорода. — Два высших центра. — Неправильная работа низших центров. |
|
С чего начинается путь? — Закон случая. —
Виды влияний. — Влияния, созданные в жизни. — Влияния, созданные вне жизни и
сознательные лишь по своему происхождению. — Магнетический центр. — Поиски
пути. — Встреча с человеком, который знает. — Третий вид влияния:
сознательное и непосредственное. — Освобождение от закона случая. —
«Ступень», «лестница» и «путь». — Особые условия четвёртого пути. — Возможен
ложный магнетический центр. — Как распознать ложные пути? — Ученик и учитель.
— Знание начинается с учения о космосах. — Обычное понимание двух космосов:
«макрокосмос» и «микрокосмос». — Полное учение о семи космосах. — Отношение
между, космосами как отношение нуля к бесконечности. — Принцип
относительности. — «Путь вверх есть в то же время путь вниз». — Что такое
чудо? — «Цикл измерений». — Обзор системы космосов с точки зрения теории
многих измерений. — Замечание Гурджиева о том, что «время — это дыхание». —
«Что такое микрокосмос — человек или атом?». |
|
«Если пшеничное зерно, падши в землю, не
умрёт, то останется одно». — Книга афоризмов. — Пробудиться, умереть,
родиться. — Что мешает человеку вновь родиться? — Что мешает человеку
«умереть»? — Что мешает человеку пробудиться? — Отсутствие понимания
собственного ничтожества. — Что значит понять собственное ничтожество? — Что
препятствует такому пониманию? — Гипнотическое влияние жизни. — Сон, в
котором живут люди, — это гипнотический сон. — Волшебник и овцы. —
«Кундалини». — Воображение. — Будильники. — Организованная работа. — Группы.
— Можно ли работать в группах без учителя? — Работа по самоизучению в
группах. — Зеркала. — Обмен наблюдениями. — Общие и индивидуальные условия. —
Правила. — «Главный недостаток». — Понимание собственного ничтожества. —
Опасность подражания в работе. — «Преграды». — Истина и ложь. — Искренность с
самим собой. — Усилия. — Аккумуляторы. — Большой аккумулятор. —
Интеллектуальная и эмоциональная работа. — Необходимость чувства. — Чувством
можно понять то, чего нельзя понять умом. — Эмоциональный центр — более
тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. — Объяснение зевания в связи с
аккумуляторами. — Роль и значение смеха в жизни. — Отсутствие смеха в высших
центрах. |
|
Работа в группах становится более
напряжённой. — Ограниченный «репертуар ролей». — Выбор между работой над
собой и «спокойной жизнью». — Трудности повиновения. — Место «задач».
— Гурджиев даёт определённую задачу. — Реакция друзей на идеи. — Система
выявляет лучшее или худшее в людях. — Как люди могут подойти к работе? —
Подготовка. — Необходимо разочарование. -- Больной вопрос для
человека. — Переоценка друзей. — Беседа о типах. — Гурджиев даёт
дальнейшую задачу. — Попытки рассказать историю своей жизни. — Интонации. —
«Сущность» и «личность». — Искренность. — Гурджиев обещает ответить на любой
вопрос. — «Вечное возвращение». — Опыт по отделению личности от
сущности. — Беседа о поле. — Пол как главная движущая сила всей механичности.
— Пол как главная возможность освобождения. — Новое рождение. — Трансмутация
половой энергии. — Злоупотребление полом. — Полезно ли воздержание? —
Правильная работа центров. — Постоянный центр тяжести. |
|
Напряжённость внутренней работы. — Подготовка к «фактам». — Посещения Финляндии. — «Чудо» начинается. — «Мысленные разговоры» с Гурджиевым. — «Вы не спите». — Вид «спящих людей». — Невозможность исследовать высшие явления обычными методами. — Изменившийся взгляд на «методы действия». — «Главная черта». — Гурджиев определяет главные черты людей. — Реорганизация группы. — Те, кто оставляет работу. — Между двумя стульями. — Трудность возвращения назад. — Квартира Гурджиева. — Реакция на молчание. — «Видна ложь». — Демонстрация. — Как пробудиться? — Как создать необходимое эмоциональное состояние? — Три пути. — Необходима жертва. — «Пожертвовать своим страданием». — Расширенная «таблица видов водорода». — «Движущаяся диаграмма». — «У нас очень мало времени». |
|
Трудность передачи «объективных истин»
обычным языком. — Объективное и субъективное знание. — Единство в многообразии.
— Передача объективного знания. — Высшие центры. — Мифы и символы. —
Словесные формулы. — «Как вверху, так и внизу». — «Познай самого себя!» —
Двойственность. — Преобразование двойственности. — Линия воли. — Четверица. —
Пятерица. — Конструкция пентаграммы. — Пять центров. — Печать Соломона. —
Символика чисел. геометрических фигур, букв и слов. — Дальнейшие образцы
символики. — Правильное и неправильное понимание символов. — Уровень
развития. — Союз знания и бытия: Великое Делание. — «Никто не может дать
человеку того, чем он не обладал раньше». — Достижение только благодаря
собственным усилиям. — Различные известные «линии», пользующиеся символогией.
— Данная система и её место. — Один из главных символов учения. — Энеаграмма.
— Закон семи в его единстве с законом трёх. — Рассмотрение энеаграммы. —
«Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает». — Символ в
движении. — Переживание энеаграммы в движении. — Упражнения. — Универсальный
язык. — Объективное и субъективное искусство. — Музыка. — Объективная музыка
основана на внутренних октавах. — Механическое человечество может иметь
только субъективное искусство. — Различные уровни человеческого бытия. |
|
Религия есть относительное понятие. — Религии соответствуют уровню бытия человека. — «Может ли помочь молитва?» — Учиться молитве. — Общее невежество относительно христианства. — Христианская церковь как школа. — Египетские «школы повторения». — Важность обрядов. — «Техника религии». — Где в человеке звучит слово «я»? — Две части подлинной религии; чему учит каждая из них. — Кант и идея масштаба. — Органическая жизнь на Земле. — Рост луча творения. — Луна. — Человечество есть эволюционирующая часть органической жизни. — Застой человечества. — Изменения возможны только на «перекрёстках». — Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. — Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюций? — Эволюционирует ли человечество? — «Двести сознательных людей могли бы изменить всю жизнь на Земле». — Три «внутренних круга» человечества. — «Внешний круг». — Четыре «пути» как четыре входа в «экзотерический круг». — Школы четвёртого пути. — Псевдо-эзотерические системы и школы. — «Истина в форме лжи». — Эзотерические школы на Востоке. — Посвящение и мистерии. — Возможно только самопосвящение. |
|
Исторические события зимы 1916-1917 гг. —
Система Гурджиева как, руководство в лабиринте противоречий, или «Ноев
ковчег». — Сознательность материи. — Степени её разумности. — Машины из трёх,
двух и одной частей. — Человек состоит из человека, овцы и червя. —
Классификация всех живых существ по трём признакам: что они едят, чем дышат,
в какой среде живут. — Возможность изменения пищи человека. — «Диаграмма
всего живого». — Гурджиев последний раз покидает Петербург. — Интересное
событие: «преображение» или «пластика»? — Впечатления журналиста о Гурджиеве.
— Падение Николая II. — «Конец русской истории». — Планы выезда из России. —
Весть от Гурджиева. — Продолжение работы в Москве. — Дальнейшее изучение
диаграмм и идеи космосов. — Развитие идеи о том, что «время — это дыхание».—
Её отношение к человеку, Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. —
Построение «таблицы времени» в разных космосах. — Три космоса, взятые вместе,
включают в себя все законы вселенной. — Применение идеи космосов к внутренним
процессам в человеческом организме. — Жизнь молекул и электронов. — Меры
времени в различных космосах. — Применение формулы Минковского. — Отношение
разных видов «времени» к центрам человеческого тела. — Отношение к высшим
центрам. — «Космические отношения времени» в гностической и индийской
литературе. — «Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне». — Поездка к
Гурджиеву в Александрополь. — Как укрепить чувство «я»? — Кратковременное
возвращение в Москву и Петербург. — Послание тамошним группам. — Возвращение в
Пятигорск. — Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках. |
|
Август 1917 года. — Шесть недель в
Ессентуках. — Гурджиев раскрывает план работы в целом. — «Школы настоятельно
необходимы». — «Сверхусилие». — Согласованность центров. — Главная трудность
работы над собой. — Человек — раб своего тела. — Трата энергии вследствие
ненужного напряжения мускулов. — Гурджиев показывает упражнения для
управления мускулами и для их расслабления. — Упражнение «стой». — Требования
к упражнению «стой». — Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением
«стой» в Средней Азии. — Влияние упражнения «стой» в Ессентуках. — Привычка
к разговорам. — Опыт поста. — Что такое грех? — Гурджиев показывает
упражнения на внимание. — Эксперимент с дыханием. — Понимание трудностей
пути. — Необходимость больших знаний, усилий и помощи. — Нет ли какого-нибудь
пути за пределами «путей»? — «Пути» как помощь, которая даётся людям в
соответствии с типом. — «Субъективные» и «объективные» пути. — Обыватель. —
Что значит «быть серьёзным»? — Только одна вещь является серьёзной. — Как
достичь подлинной свободы. — Трудный вопрос о рабстве и повиновении. — Чем
готов пожертвовать человек? — Сказка о волке и овцах. — Астрология и типы. —
Демонстрация. — Гурджиев объявляет о роспуске группы. — Последняя поездка в Петербург. |
|
Петербург в октябре 1917 года. —
Большевистская революция. — Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. — Отношение
Гурджиева к одному из учеников. — Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках.
— Прибывают люди. — Возобновление работы. — Упражнения, ещё более трудные и
разнообразные, чем раньше. — Умственные и физические упражнения, пляски дервишей,
изучение психических «фокусов». — Продажа шёлка. — Внутренняя борьба и
решение. — Выбор гуру. — Решение отделиться. — Гурджиев едет в Сочи. —
Трудное время: война и эпидемии. — Дальнейшее изучение энеаграммы. —
«События» и необходимость покинуть Россию. — Конечная цель — Лондон. —
Практические результаты работы над собой: чувство нового «я», «странная
уверенность». — В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. —
Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. — Отъезд в Константинополь. — Собираются
люди. — Приезжает Гурджиев. — Гурджиеву представлена новая группа. — Перевод
песни дервишей. — Гурджиев как художник и поэт. — Институт начинает работу в
Константинополе. — Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. —
Гурджиев едет в Германию. — Решение продолжать константинопольскую работу в
Лондоне.— Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. — Работа в замке
«Аббатства». — Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. — Гурджиев говорит о разных типах
дыхания. — «Дыхание при помощи движений».— Демонстрация в парижском театре на
Елисейских Полях. — Отъезд Гурджиева в Америку. — Решение продолжать
самостоятельную работу в Лондоне. |
|
|
Пожертвования
|
|
Поддержка проекта
Спасибо!!
|