Любая библиотека всегда излучает то, что стоит за хранимыми в ней артефактами и служит местом для встреч тех, кто стремится к осознанию сокровенной сути вещей и явлений.

Главная arrow Библиотека - Книги по главам
Глава I.

Возвращение из Индии. — Война и «поиски чудесного». — Старые мысли. — Вопрос о школах. — Планы дальнейших путешествий. — Восток и Европа. — Заметка, в московской газете. — Лекции об Индии. — Встреча с Гурджиевым. — «Переодетый». — Первая беседа. — Мнение Гурджиева о школах. — Группа Гурджиева. — «Проблески истины». — Дальнейшие встречи и беседы. — Организация московской группы Гурджиева.— Вопрос о плате и средствах для работы. — Вопрос о тайне; обязательства, принимаемые учениками. — Беседа о Востоке. — «Философия», «теория» и «практика». — Как была найдена эта система? — Идеи Гурджиева. — «Человек — это машина», управляемая внешними влияниями. — «Всё случается». — Никто ничего не «делает».— Чтобы «делать», необходимо «быть». — Человек отвечает за свои поступки, а машина — нет. — Нужна ли психология для изучения машины? — Обещание «фактов». — Можно ли прекратить войны? — Беседа: планеты и Луна как живые существа. — «Разум» Солнца и Земли. — «Субъективное» и «объективное» искусство.

 
Глава II.

Петербург в 1915 году. — Гурджиев в Петербурге. — Беседа о группах. — Упоминание об «эзотерической» работе. — «Тюрьма» и «побег из тюрьмы». — Что нужно для побега? — Кто и как может помочь? — Начало встреч в Петербурге. — Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. — Как можно достичь бессмертия? — Борьба между «да» и «нет». — Кристаллизация на правильной и ложной основе. — Необходимость жертвы. — Беседы с Гурджиевым и наблюдения. — Продажа ковров и рассказы о коврах. — Что Гурджиев рассказал о себе. — Вопрос о древнем знании: почему оно скрыто? — Ответ Гурджиева. — Знание не скрыто. — Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему даётся. — Вопрос о бессмертии. — «Четыре тела» человека. — Пример реторты, наполненной порошкообразными металлами. — Путь факира, путь монаха и путь йогина. — «Четвёртый путь». — Существуют ли культура и цивилизация?

 
Глава III.

Фундаментальные идеи Гурджиева о человеке. — Отсутствие единства. — Множественность «я». — Конструкция человеческой машины. — Психические центры. — Метод Гурджиева для объяснения идей его системы. — Неизбежное повторение. — Что значит эволюция? — Механический прогресс невозможен. — Европейское понимание эволюции человека. — Всеобщая связь в природе. — Человечество и Луна. — Преимущества индивида перед массами. — Необходимо знать человеческую машину. — Отсутствие постоянного «я» у человека. — Роли малых «я». — Человек лишён индивидуальности и воли. — Восточная аллегория: дом и слуги. — «Заместитель управляющего». — Беседы о факире на гвоздях и о буддийской магии.

 
Глава IV.

Общее впечатление от системы Гурджиева. — Взгляд назад. — Одно из фундаментальных положений. — Линия знания и линия бытия. — Бытие на разных уровнях. — Расхождение между линиями знания и бытия. — Что даёт развитие знания без соответствующего изменения бытия? — Что даёт изменение бытия без увеличения знания? — Что значит «понимание»? — Понимание как равнодействующая знания и бытия. — Различие между пониманием и знанием. — Понимание как функция трёх центров. — Почему люди стараются назвать вещи, которых не понимают? — Наш язык. — Почему люди не понимают друг друга? — Слово «человек» и его разнообразные значения. — Язык, принятый в системе. — Семь градаций понятия «человек». — Принцип относительности в системе. — Градации, параллельные градациям человека. — Слово «мир». — Многообразие его значений. — Исследование слова «мир» с точки зрения законов принципа относительности. — Фундаментальный закон вселенной. — Закон трёх принципов или трёх сил. — Необходимость трёх сил для проявления какого-либо феномена. — Третья сила. -- Почему мы не видим третью силу? — Три силы в древних учениях. — Создание миров силой воли Абсолютного. — Цепь миров, или «луч творения». — Число законов в каждом мире.

 
Глава V.

Лекция о «механике вселенной». — Луч творения, его рост из Абсолютного. — Противоречия в научных гипотезах. — Луна: конечный пункт луча творения. — Воля Абсолютного. — Идея чуда. — Наше место в мире. — Луна питается органической жизнью. — Влияние Луны и освобождение от Луны. — Различная «материальность» разных миров. — Мир как мир «вибраций». — Вибрации замедляются пропорционально расстоянию от Абсолютного. — Семь родов материи. — Четыре тела человека и их отношение к разным мирам. — Где находится Земля? — Три силы и космические свойства материи. — Атомы сложных веществ. — Определение материи в соответствии с проявляющимися через неё силами. — «Углерод», «кислород», «азот» и «водород». — Три силы и четыре вида материи. — Бессмертен человек или нет? — Что означает бессмертие? — Человек с четвёртым телом. — Рассказ о семинаристе и всемогуществе Божием.— Беседы о Луне. — Луна как часовая гиря. — Беседа об универсальном языке. — Объяснение Тайной Вечери.

 
Глава VI.

Беседа о целях. — Может ли учение преследовать определённую цель? — Цель существования. — Личные цели — предвидение будущего, существование после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного христианина, помощь человечеству, прекращение войн. — Объяснения Гурджиева. — Судьба, случай и воля. — «Безумные машины». — Эзотерическое христианство. — Что может быть целью человека? — Причины внутреннего рабства. — С чего начинается путь к освобождению? — «Познай самого себя!». — Разное понимание этой идеи. — Самоизучение. — Как изучать себя? — Самонаблюдение. — Регистрация и анализ. — Фундаментальный принцип работы человеческой машины. — Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный. —Различие работы разных центров. — Создание изменений в работе машины. — Нарушение равновесия. — Как машина восстанавливает своё равновесие? — Случайные перемены. — Неправильная работа центров. — Воображение. — Грёзы. —Привычки. — Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. — Борьба против выражения отрицательных, эмоций. — Регистрирование механистичности. — Изменения как следствие правильного самонаблюдения. — Идея двигательного центра. — Обычная классификация действий человека. — Классификация, основанная на делении центров. — Автоматизм. — Инстинктивные действия. — Различие между инстинктивными и двигательными функциями. — Деление эмоций. — Разные уровни центров.

 
Глава VII.

Достижимо ли «космическое сознание»? — Что такое сознание? — Вопрос Гурджиева о том, что мы замечаем при самонаблюдении. — Наши ответы. — Замечание Гурджиева о том, что мы пропустили самое важное. — Почему мы не замечаем, что помним себя? — Что-то «наблюдает», «думает», «говорит». — Попытки вспомнить себя. — Пояснения Гурджиева. — Значение новой проблемы. — Наука и философия. — Наши переживания. — Попытки разделить внимание. — Первые ощущения намеренного вспоминания себя. — Что мы помним из прошлого? — Дальнейшие переживания. — Сон в бодрствующем состоянии. — Пробуждение. — Что просмотрела европейская психология? — Различия в понимании идеи сознания. — Изучение человека идёт параллельно изучению мира. — За законом трёх следует закон семи, или закон октав. — Отсутствие непрерывности в вибрациях. — Октавы. — Гамма семи тонов. — Закон «интервалов». — Необходимость дополнительных толчков. — Что происходит при отсутствии дополнительных толчков? — Чтобы делать, надо уметь контролировать «дополнительные толчки».— Подчинение октавы. — Внутренние октавы. — Органическая жизнь в «интервале». — Влияние планет. — Боковая октава «соль-до». — Значение нот «ля», «соль», «фа». — Значение нот «до» и «си». — Значение нот «ми» и «ре». — Роль органической жизни в изменении поверхности земли.

 
Глава VIII.

Разные состояния сознания. — Сон. — Состояние бодрствования. — Самосознание. — Объективное сознание. — Отсутствие самосознания. — В чём заключается первое условие для приобретения самосознания? — Высшие состояния сознания и высшие центры. — «Бодрственное состояние» обыкновенного человека. — Это не что иное, как сон. — Жизнь спящего человека. — Как можно пробудиться? — Что такое человек, когда он родился? — Что делают «воспитание» и пример окружающих? — Возможности человека. — Самоизучение. — «Умственные фотографии». — Разные люди в одном человеке. — «Я» и Успенский. — Кто активен и кто пассивен? — Человек и его маска. — Разделение самого себя как первая стадия работы над собой. — Фундаментальное качество человеческого бытия. — Почему человек не помнит себя? — «Отождествление». — «Мы считаемся с другими». — «Внимательность» и «мнительность». — Что такое «мнительность»? — Машина «считается с другими». — «Несправедливость». — Искренность и слабость. — «Буфера». — Совесть. — Мораль. — Существует ли общая для всех идея морали? — Существует ли христианская мораль? — Существуют ли общие для всех понятия добра и зла? — Никто не делает ничего ради зла. — Разные понятия добра и зла и результаты этих разных понятий. — На чем может быть основана постоянная идея добра и зла? — Идея истины и лжи. — Борьба с «буферами» и ложью. — Методы работы школы. — Подчинённость. — Понимание собственного ничтожества. — Личность и сущность. — Мёртвые люди. — Общие законы. — Вопрос о деньгах.

 
Глава IX.

«Луч творения» в виде трёх октав излучения. — Отношение форм материи и силы разных планов мира к нашей жизни. — Интервалы в космических октавах и заполняющие их толчки. — «Точка вселенной». — Плотность вибраций. — Три вида сил, четыре вида материи. — «Углерод». — «Кислород». — «Азот». — «Водород». — Двенадцать триад. — «Таблица форм водорода». — Материя в свете её химических, физических, психических и космических свойств. — Разум материи. — «Атом». — Каждая функция, каждое состояние человека зависит от энергии. — Субстанции, заключённые внутри человека. — Человек обладает достаточной энергией для начала работы над собой, если он сберегает энергию. — Трата энергии. — «учись отделять тонкое от грубого». — Производство тонких форм водорода. — Изменение бытия. — Рост внутренних тел. — Человеческий организм как трёхэтажная фабрика. — Три вида пищи. — Поступление в организм пищи, воздуха и впечатлений. — Преобразование субстанций управляется законом октав. — Октава пищи и октава воздуха. — Извлечение «высших форм водорода». — Октава впечатлений не развивается. — Возможность создания искусственного толчка в момент получения впечатлений. — Сознательное усилие. — «Вспоминание себя». — Развитие октав впечатлений и воздуха как результат первого толчка. — Второй сознательный толчок. — Усилие, связанное с эмоциями. — Подготовка к этому усилию. — Аналогия между человеческим организмом и вселенной. — Три стадии в эволюции человеческой машины. — Трансмутация эмоций. — Алхимия. — Центры работают с разными формами водорода. — Два высших центра. — Неправильная работа низших центров.

 
Глава X.

С чего начинается путь? — Закон случая. — Виды влияний. — Влияния, созданные в жизни. — Влияния, созданные вне жизни и сознательные лишь по своему происхождению. — Магнетический центр. — Поиски пути. — Встреча с человеком, который знает. — Третий вид влияния: сознательное и непосредственное. — Освобождение от закона случая. — «Ступень», «лестница» и «путь». — Особые условия четвёртого пути. — Возможен ложный магнетический центр. — Как распознать ложные пути? — Ученик и учитель. — Знание начинается с учения о космосах. — Обычное понимание двух космосов: «макрокосмос» и «микрокосмос». — Полное учение о семи космосах. — Отношение между, космосами как отношение нуля к бесконечности. — Принцип относительности. — «Путь вверх есть в то же время путь вниз». — Что такое чудо? — «Цикл измерений». — Обзор системы космосов с точки зрения теории многих измерений. — Замечание Гурджиева о том, что «время — это дыхание». — «Что такое микрокосмос — человек или атом?».

 
Глава XI.

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно». — Книга афоризмов. — Пробудиться, умереть, родиться. — Что мешает человеку вновь родиться? — Что мешает человеку «умереть»? — Что мешает человеку пробудиться? — Отсутствие понимания собственного ничтожества. — Что значит понять собственное ничтожество? — Что препятствует такому пониманию? — Гипнотическое влияние жизни. — Сон, в котором живут люди, — это гипнотический сон. — Волшебник и овцы. — «Кундалини». — Воображение. — Будильники. — Организованная работа. — Группы. — Можно ли работать в группах без учителя? — Работа по самоизучению в группах. — Зеркала. — Обмен наблюдениями. — Общие и индивидуальные условия. — Правила. — «Главный недостаток». — Понимание собственного ничтожества. — Опасность подражания в работе. — «Преграды». — Истина и ложь. — Искренность с самим собой. — Усилия. — Аккумуляторы. — Большой аккумулятор. — Интеллектуальная и эмоциональная работа. — Необходимость чувства. — Чувством можно понять то, чего нельзя понять умом. — Эмоциональный центр — более тонкий аппарат, нежели интеллектуальный центр. — Объяснение зевания в связи с аккумуляторами. — Роль и значение смеха в жизни. — Отсутствие смеха в высших центрах.

 
Глава XII.

Работа в группах становится более напряжённой. — Ограниченный «репертуар ролей». — Выбор между работой над собой и «спокойной жизнью». — Трудности повиновения.Место «задач». — Гурджиев даёт определённую задачу. — Реакция друзей на идеи. — Система выявляет лучшее или худшее в людях. — Как люди могут подойти к работе? — Подготовка.Необходимо разочарование. -- Больной вопрос для человека.Переоценка друзей. — Беседа о типах. — Гурджиев даёт дальнейшую задачу. — Попытки рассказать историю своей жизни. — Интонации. — «Сущность» и «личность». — Искренность. — Гурджиев обещает ответить на любой вопрос.«Вечное возвращение». — Опыт по отделению личности от сущности. — Беседа о поле. — Пол как главная движущая сила всей механичности. — Пол как главная возможность освобождения. — Новое рождение. — Трансмутация половой энергии. — Злоупотребление полом. — Полезно ли воздержание? — Правильная работа центров. — Постоянный центр тяжести.

 
Глава XIII.

Напряжённость внутренней работы. — Подготовка к «фактам». — Посещения Финляндии. — «Чудо» начинается. — «Мысленные разговоры» с Гурджиевым. — «Вы не спите». — Вид «спящих людей». — Невозможность исследовать высшие явления обычными методами. — Изменившийся взгляд на «методы действия». — «Главная черта». — Гурджиев определяет главные черты людей. — Реорганизация группы. — Те, кто оставляет работу. — Между двумя стульями. — Трудность возвращения назад. — Квартира Гурджиева. — Реакция на молчание. — «Видна ложь». — Демонстрация. — Как пробудиться? — Как создать необходимое эмоциональное состояние? — Три пути. — Необходима жертва. — «Пожертвовать своим страданием». — Расширенная «таблица видов водорода». — «Движущаяся диаграмма». — «У нас очень мало времени».

 
Глава XIV.

Трудность передачи «объективных истин» обычным языком. — Объективное и субъективное знание. — Единство в многообразии. — Передача объективного знания. — Высшие центры. — Мифы и символы. — Словесные формулы. — «Как вверху, так и внизу». — «Познай самого себя!» — Двойственность. — Преобразование двойственности. — Линия воли. — Четверица. — Пятерица. — Конструкция пентаграммы. — Пять центров. — Печать Соломона. — Символика чисел. геометрических фигур, букв и слов. — Дальнейшие образцы символики. — Правильное и неправильное понимание символов. — Уровень развития. — Союз знания и бытия: Великое Делание. — «Никто не может дать человеку того, чем он не обладал раньше». — Достижение только благодаря собственным усилиям. — Различные известные «линии», пользующиеся символогией. — Данная система и её место. — Один из главных символов учения. — Энеаграмма. — Закон семи в его единстве с законом трёх. — Рассмотрение энеаграммы. — «Того, что человек не может вложить в энеаграмму, он не понимает». — Символ в движении. — Переживание энеаграммы в движении. — Упражнения. — Универсальный язык. — Объективное и субъективное искусство. — Музыка. — Объективная музыка основана на внутренних октавах. — Механическое человечество может иметь только субъективное искусство. — Различные уровни человеческого бытия.

 
Глава XV.

Религия есть относительное понятие. — Религии соответствуют уровню бытия человека. — «Может ли помочь молитва?» — Учиться молитве. — Общее невежество относительно христианства. — Христианская церковь как школа. — Египетские «школы повторения». — Важность обрядов. — «Техника религии». — Где в человеке звучит слово «я»? — Две части подлинной религии; чему учит каждая из них. — Кант и идея масштаба. — Органическая жизнь на Земле. — Рост луча творения. — Луна. — Человечество есть эволюционирующая часть органической жизни. — Застой человечества. — Изменения возможны только на «перекрёстках». — Процесс эволюции всегда начинается с образования сознательного ядра. — Существует ли сознательная сила, которая борется против эволюций? — Эволюционирует ли человечество? — «Двести сознательных людей могли бы изменить всю жизнь на Земле». — Три «внутренних круга» человечества. — «Внешний круг». — Четыре «пути» как четыре входа в «экзотерический круг». — Школы четвёртого пути. — Псевдо-эзотерические системы и школы. — «Истина в форме лжи». — Эзотерические школы на Востоке. — Посвящение и мистерии. — Возможно только самопосвящение.

 
Глава XVI.

Исторические события зимы 1916-1917 гг. — Система Гурджиева как, руководство в лабиринте противоречий, или «Ноев ковчег». — Сознательность материи. — Степени её разумности. — Машины из трёх, двух и одной частей. — Человек состоит из человека, овцы и червя. — Классификация всех живых существ по трём признакам: что они едят, чем дышат, в какой среде живут. — Возможность изменения пищи человека. — «Диаграмма всего живого». — Гурджиев последний раз покидает Петербург. — Интересное событие: «преображение» или «пластика»? — Впечатления журналиста о Гурджиеве. — Падение Николая II. — «Конец русской истории». — Планы выезда из России. — Весть от Гурджиева. — Продолжение работы в Москве. — Дальнейшее изучение диаграмм и идеи космосов. — Развитие идеи о том, что «время — это дыхание».— Её отношение к человеку, Земле, Солнцу, крупным и мелким клеткам. — Построение «таблицы времени» в разных космосах. — Три космоса, взятые вместе, включают в себя все законы вселенной. — Применение идеи космосов к внутренним процессам в человеческом организме. — Жизнь молекул и электронов. — Меры времени в различных космосах. — Применение формулы Минковского. — Отношение разных видов «времени» к центрам человеческого тела. — Отношение к высшим центрам. — «Космические отношения времени» в гностической и индийской литературе. — «Если хотите отдохнуть, приезжайте ко мне». — Поездка к Гурджиеву в Александрополь. — Как укрепить чувство «я»? — Кратковременное возвращение в Москву и Петербург. — Послание тамошним группам. — Возвращение в Пятигорск. — Группа из двенадцати человек собралась в Ессентуках.

 
Глава XVII.

Август 1917 года. — Шесть недель в Ессентуках. — Гурджиев раскрывает план работы в целом. — «Школы настоятельно необходимы». — «Сверхусилие». — Согласованность центров. — Главная трудность работы над собой. — Человек — раб своего тела. — Трата энергии вследствие ненужного напряжения мускулов. — Гурджиев показывает упражнения для управления мускулами и для их расслабления. — Упражнение «стой». — Требования к упражнению «стой». — Гурджиев рассказывает об одном случае с упражнением «стой» в Средней Азии. — Влияние упражнения «стой» в Ессентуках.Привычка к разговорам. — Опыт поста. — Что такое грех? — Гурджиев показывает упражнения на внимание. — Эксперимент с дыханием. — Понимание трудностей пути. — Необходимость больших знаний, усилий и помощи. — Нет ли какого-нибудь пути за пределами «путей»? — «Пути» как помощь, которая даётся людям в соответствии с типом. — «Субъективные» и «объективные» пути. — Обыватель. — Что значит «быть серьёзным»? — Только одна вещь является серьёзной. — Как достичь подлинной свободы. — Трудный вопрос о рабстве и повиновении. — Чем готов пожертвовать человек? — Сказка о волке и овцах. — Астрология и типы. — Демонстрация. — Гурджиев объявляет о роспуске группы. — Последняя поездка в Петербург.

 
Глава XVIII.

Петербург в октябре 1917 года. — Большевистская революция. — Возвращение к Гурджиеву на Кавказ. — Отношение Гурджиева к одному из учеников. — Небольшая группа с Гурджиевым в Ессентуках. — Прибывают люди. — Возобновление работы. — Упражнения, ещё более трудные и разнообразные, чем раньше. — Умственные и физические упражнения, пляски дервишей, изучение психических «фокусов». — Продажа шёлка. — Внутренняя борьба и решение. — Выбор гуру. — Решение отделиться. — Гурджиев едет в Сочи. — Трудное время: война и эпидемии. — Дальнейшее изучение энеаграммы. — «События» и необходимость покинуть Россию. — Конечная цель — Лондон. — Практические результаты работы над собой: чувство нового «я», «странная уверенность». — В Ростове собирается группа, излагается система Гурджиева. — Гурджиев открывает свой институт в Тифлисе. — Отъезд в Константинополь. — Собираются люди. — Приезжает Гурджиев. — Гурджиеву представлена новая группа. — Перевод песни дервишей. — Гурджиев как художник и поэт. — Институт начинает работу в Константинополе. — Гурджиев разрешает написать и опубликовать книгу. — Гурджиев едет в Германию. — Решение продолжать константинопольскую работу в Лондоне.— Гурджиев организует свой институт в Фонтенбло. — Работа в замке «Аббатства». — Беседа с Кэтрин Мэнсфилд. — Гурджиев говорит о разных типах дыхания. — «Дыхание при помощи движений».— Демонстрация в парижском театре на Елисейских Полях. — Отъезд Гурджиева в Америку. — Решение продолжать самостоятельную работу в Лондоне.

 

Вход






Забыли пароль?

Поддержка проекта
Нужна лучшая школа риторики в Москве? Записывайтесь в Smile - там лучшие педагоги.

Спасибо!!

Гурджиев.ру